10 лет назад - 8 октября (старого стиля) 1917 года открылась первая московская общегородская конференция союза рабочей молодежи «III Интернационал», вобравшего в себя существовавшие до сих пор отдельные группы союза молодежи при Московском Комитете РСДРП (большевиков). Латышского союза молодежи и др.
На конференции присутствовало свыше 200 делегатов, представлявших значительную по тому времени организацию, имеющую 8 районов с 2.000 - 2.500 членов. Конференция утвердила устав союза, выбрала первый Московский Комитет и поручила новому МК выпускать журнал - боевой орган союза. И через пять дней весь антик молодого союза был поставлен на ноги с заданием распространить первый номер «двухнедельного органа МСРМ «III Интернационал» - «Интернационал Молодежи».
«Главной и непосредственной задачей рабочей молодежи, - так начиналась передовая статья «Наши задачи», - должна быть непримиримая борьба с буржуазией, а, главное, подготовка к будущей борьбе, к последнему и решительному бою с угнетателями...» «Пролетариат и беднейшее крестьянство - вот наша среда, откуда мы черпаем наши силы; просвещение и организация молодежи - вот наша главная задача; непримиримая борьба с буржуазией - вот наш лозунг. Интернационал - вот наше святое знамя и социализм - вот наша цель! Таков наш союз.
Эти строки писались 13 октября. Через два пня - 15 октября - союз доказал» что эти слова писались не зря, выйдя на улицы мощной, десятитысячной политической демонстрацией молодежи с единодушным требованием к Всероссийскому Съезду Советов - взять власть в свои руки.
Еще через две недели будущим комсомольцам пришлось заменить бумажную критику капитализма - критикой; оружием, отстаивать на баррикадах свои лозунги и идеи и, наконец, кровью завоевывать победу.
Следующие, 2 - й номер «Интернационала Молодежи»
отдает, последний долг погибшим борцам, отводя свои столбцы скорбным воспоминаниям.
«Перед похоронами, - вспоминает т. Рузя (Черняк), - зашла в Сокольнический район. Скучно, тоскливо там без Барболина и Жебрунова, без двух «хвостиков», как называют нас, молодежь, с добродушной улыбкой наши партийные товарищи. Эти два «хвостика» выделялись не только в союзе молодежи, но и в среде взрослых партийных работников. С первого момента революции Барболин принимал в ней самое активное участие. Но ему все мало казалось, он все рвался в бой. И вот 31 октября, при взятии градоначальства, одним и тем же залпом из пулемета погибли оба товарища. Оба упали. Жебрунов, убитый на смерть, а Барболин ранен. Но через несколько дней умер и Барболин. Счастливый удел пал ему на долю: он пал смертью борца - революционера». «1 ноября в 1 час дня на Остоженке, - пишет другой товарищ, - юнкерской пулей была убита т. Люся (Лисинова). Четыре дня, во время боя в Москве, она лихорадочно работала вместе с нами, не зная отдыха и усталости: принимала донесения, перевязывала раненых, под градом пуль ходила с сообщениями в центр и обратно. Но сердце ее было с теми, кто в самой гуще боя дрался за освобождение трудящихся. И она пошла к ним, пошла в самое опасное место боя - на Остоженку, где беспрерывно раздавались ружейные залпы и трещали пулеметы. А через полчаса принесли ужасную весть; Люся убита».
Сейчас, празднуя десятилетие победоносной пролетарской революции, мы обязаны обнажить головы перед светлой памятью ее героев - юно» шей. Долг московской комсомолии более осязательно увековечить их, чтоб они не исчезли бесследно.
Октябрьская резолюция изменила положение журнала не только материально, переведя, например, его из угла в быв. трактире, где он ютился, в роскошное помещение Института благородных девиц, но и политически, по - новому поставив все его задачи. Разница в задачах и положении рабочей молодежи до и после прихода пролетариата к власти - чрезвычайно велика, и журнал это сразу осознает. Очень удачная формулировка основной, главной из главных, задач дана в статье «Молодежь и новая власть». Перечислив все требования рабочей молодежи к государству, автор заявляет:
«Но прежде всего молодежь, должна напрячь все силы, использовать все возможности, какие могут быть в ее распоряжении, чтобы содействовать укреплению этой (рабоче - крестьянской) власти. Укрепится власть рабочих, солдат и крестьян, - остальное приложится!»
Одновременно редакция формулировала свои задачи по отношению к самой молодежи следующим образом.
«Распространять возможно шире идеи пролетарского социализма, увлекая на путь активного творчества молодежь, сплачивать возникающие союзы в единый Всероссийский Союз Молодежи, развивать в товарищах навык выражать свои мысли сжато, кратко, ясно и понятно для всех, дать возможность выявить творческую силу молодых граждан нашей страны, выявить скрытые таланты и дарования - вот то светлое и прекрасное, к осуществлению которого мы приложим все силы».
«Ваше сердце, вашу душу, ваш ум, - заканчивала редакция свою «декларацию» патетическим призывом к читателям, - Интернационалу Молодежи, и вперед к светлым целям социализма через упорную борьбу с нашим лютым врагом - буржуазией, отражая наши настроения в эпоху ожесточенных схваток с буржуазным миром паразитов и эксплуататоров; пусть звучит наш «Интернационал Молодежи», как мощный набат, и тревожа, действительно волнуя, - засветит, как маяк, над океанскими волнами человечества, освещая путь нашего движения и нашей борьбы».
Последняя часть обращения современному читателю покажется слишком приподнятой, риторичной, но мы нарочно приводим ее, как документ эпохи, с ее любовью к многоречивости и грандиозным сравнениям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.