С художниками-модельерами Вячеславом и Егором Зайцевыми беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков
Мы встретились в Доме моды, что в Москве, на проспекте Мира, где старший Зайцев работает художественным руководителем, а младший, недавно окончивший текстильный институт, – рядовым модельером. Огромный опыт одного и свежесть восприятия и принадлежность к молодому поколению другого, как я надеялся, могли помочь более полно рассказать, что сейчас главное в проблеме молодежной моды.
– Нам кажется, что в ряду других задач, стоящих перед молодежной модой, главной является духовное начало – эстетическое воспитание молодежи, – начали Зайцевы. – Прививать хороший вкус трудно. В одежде – тем более. Ведь мало показать: это – хорошо, это – плохо. Надо еще и доказать, что такое утверждение не противоречит истине, а потом предложить молодым соответствующие образцы одежды. Причем необходимо научить пользоваться ими со вкусом, иначе даже самый ультрасовременный наряд может выглядеть смешным, претенциозным, вульгарным. Для молодежи ее одежда при всем утилитаризме ко всему прочему является еще и средством обратить на себя внимание, заявить о себе, выделиться. Неудивительно, что она предпочитает в одежде яркие цвета, рискованный, а порой и вызывающий покрой. Возраст, цветущий вид, энергия позволяют ей подобную броскость внешнего вида. Однако это всегда предполагает опасность переступить границу гармонии и логики, впасть в безвкусицу...
– Каким же образом, по вашему мнению, можно помочь в этом деле молодым?
– Прежде всего необходимо вести целенаправленное эстетическое воспитание. Как ни странно, мы зачастую пытаемся делать перед молодежью реверансы и одновременно же боимся пойти навстречу ее запросам. Посмотрите, как выглядят многие так называемые молодежные товары массового производства. Невооруженным глазом видно, что в своей продукции фабрики-изготовители старались не отойти очень далеко от обычных «взрослых» образцов, будто подстраховываясь: если обувь или одежда придутся не по вкусу молодым, их смогут купить и носить потребители более зрелого возраста. Отсюда безадресность товаров. Они будто выпущены для какого-то безликого, абстрактного потребителя, без возраста, без вкуса, которому все равно что надеть и обуть. А ведь таких потребителей практически нет. Все ищут что-то такое, что отвечало бы их личным запросам, их понятиям о красоте, элегантности, моде. Предлагаемое берут, только когда не находят нужную вещь. Или вообще отказываются от покупки. Неудивительно, что некоторые изделия легкой промышленности зачастую не находят сбыта, хотя имеется значительный дефицит на иные виды товаров.
– Другими словами, необходимо тщательно изучить молодежный спрос и стараться удовлетворять его?
– Пожалуй, более точно эту задачу следует сформулировать несколько шире: необходимо на лучших примерах отечественной и зарубежной моды воспитывать вкус молодежи, убеждать ее, что достойно внимания, а что следует отвергнуть, и, создав таким образом спрос, стараться оперативно насытить рынок необходимыми товарами.
– Насколько я понял, такую задачу можно решить только совместными усилиями художников, легкой промышленности и торговли.
– Разумеется. Причем эти совместные усилия должны быть и своевременными, а под «легкой промышленностью» в данном случае надо подразумевать весь комплекс отраслей, обеспечивающих сырьем и оборудованием обувщиков, текстильщиков, швейников. Ведь без ярких и сочных красителей самые высококачественные ткани и кожи будут выглядеть уныло. Без хорошей фурнитуры не создашь современный костюм и обувь. Новые синтетические материалы и современная технология производства требуют специальных клеящих веществ, приспособлений, оборудования. Так что эту сложную задачу одними собственными силами легкая промышленность решить не сможет. Ей нужна помощь химиков, металлургов, машиностроителей...
– Вы сказали, что воспитывать вкус молодежи необходимо не только совместными, но и своевременными усилиями художников, промышленности и торговли. Что вы имели в виду под словом «своевременные»?
– Наверное, всем хорошо памятен ажиотаж, царивший совсем недавно вокруг джинсов. Самые обычные рабочие брюки из хлопчатобумажной ткани стали чрезвычайно модными, престижной и неоправданно дорогой вещью. Конечно, джинсы очень удобны в наш динамичный век. И все-таки они не стоили тех денег, которые за них готовы были уплатить иные модники. А причина – в дефиците. Это он порождает искаженное представление об истинных ценностях. Это благодаря ему модная тряпка становится мерилом престижа. Прошло немало лет, прежде чем наша промышленность освоила производство нужных тканей, наладила выпуск популярных брюк. Сейчас в продаже бывают отечественные джинсы, качеством не уступающие импортным. Но, к сожалению, их тоже не хватает. Оборотистые люди спарывают с них фабричные ярлыки, пришивают «лейблы» иностранных фирм и перепродают под видом заграничных с большой выгодой для себя. Если бы все причастные к ширпотребу организации своевременно и должным образом среагировали на «джинсовую» проблему, ее бы давно не существовало.
Или еще пример. В последнее время у молодежи стало модным носить куртки, рубашки, майки с цветными рисунками или различными надписями. Иностранные фирмы, выпускающие одежду, быстро приспособились к этому обстоятельству и, умело направив его в нужное для них русло, стали использовать для рекламы своих товаров, а то и «публикации» различных политических лозунгов и всякого рода сомнительных по содержанию сентенций. Когда эта мода докатилась до наших носителей текстильных благоглупостей, наша промышленность попыталась исправить положение, выпустив одежду с надписями типа «БАМ», «Уренгой», «Спорт». Но нужный эффект достигнут не был. Нет слов, наши великие стройки достойны того, чтобы о них говорили, а занятие спортом заслуживает рекламы. Но, во-первых, нельзя это делать напрямую, «в лоб», и, во-вторых, главное – всякая надпись, рисунок должны быть выполнены на высоком художественном уровне. Ведь молодых людей интересует не только то, что написано на их одежде, но и как это сделано. Ибо и рисунок и надпись являются в данном случае элементом художественного (или малохудожественного) оформления одежды, декоративной деталью. У нас есть масса талантливых дизайнеров, графиков, живописцев, которые могли бы предложить потрясающе интересные решения этой темы, перенести на одежду не иностранную, а советскую символику. Но своевременно за помощью к ним не обратились. Вот и мелькают иной раз в толпе либо унылые, ничего не говорящие надписи, либо яркие рекламы иностранных сигарет.
– О недостатках нашей легкой промышленности говорится так много и так часто, что представители этой отрасли к подобной критике вроде бы привыкли и на нее не реагируют. В чем тут, на ваш взгляд, главная беда?
– Если коротко: в нерасторопности и отсутствии обратной связи. Самое обидное: мы можем выпускать добротные товары, но они поступают в торговую сеть года через два-три после того, как вышли из моды, и, понятно, устаревшие образцы не находят сбыта. Наша торговля плохо изучает потребительский спрос, а промышленность никак не научится оперативно реагировать на него. В этом отношении предприятия бытового обслуживания значительно ушли вперед. Например, в нашем Доме моды можно не только посмотреть демонстрацию новинок одежды, но тут же купить любой из образцов стандартных размеров, а если размер не подходит, заказать по себе. Эта прямая связь с потребителем быстро и убедительно показывает, какие из разработанных нами моделей пользуются спросом, какие менее удачны. Кстати, у нас разработана большая молодежная коллекция, способная удовлетворить самого взыскательного клиента...
– Но цены...
– Да, цены высокие. Однако наши покупатели понимают: красивая одежда пока стоит дорого. К тому же, если разработанные у нас модели запустить в промышленное производство – для этого они достаточно технологичны, – их стоимость резко снизится, что немаловажно для широкого потребителя, особенно молодого.
– Как бы ни поворачивался разговор о молодежной моде, он рано или поздно
от вопросов эстетики обязательно приходит к вопросам экономики...
– Это естественно, так как экономические и эстетические стороны данной проблемы очень тесно связаны между собой, и, обсуждая одну из них, нельзя забывать о другой. И если, допустим, мы говорим о воспитании хорошего вкуса, то не должны забывать и о таком важном деле, как формирование разумных потребностей. Красиво и современно одеваться – это вовсе не значит иметь много дорогих вещей. Умение одеться – тоже творчество. И тут самое главное – найти себя, свой образ, понять, что тебе идет, что нет. Сейчас в мировой моде существует множество разных, непохожих друг на друга направлений. Нет диктата какого-то одного стиля, который бы доминировал над всеми остальными. И это хорошо. В таком многообразии предложений можно найти нечто такое, что лучшим образом может выразить твою индивидуальность. К тому же существует определенное взаимное проникновение стилей...
– Но в этом, по-моему, кроется и опасность: можно надергать из разных стилей самое лучшее и выглядеть в результате чучелом...
– Вот именно. И чтобы этого не случилось, нужно научить молодежь хотя бы элементарному пониманию эстетики костюма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Николай Бочков, академик АМН СССР, директор Института медицинской генетики АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР
Маленькая повесть