Дороги сегодня и завтра
Неослабного внимания хозяйственных, партийных и советских органов требует работа транспорта. Конечно, за последнее время здесь наметились положительные тенденции. Но, пожалуй, на транспорте больше чем где-либо резервов и неиспользуемых возможностей, которые можно в короткие сроки привести в действие.
Из текста выступления
Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова
на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС
Транспорт – связующее звено всех отраслей народного хозяйства. Многое было сделано для его развития в прошлой пятилетке. В эти годы широким фронтом развернулись работы на таких Всесоюзных ударных комсомольских стройках, как Байкало-Амурская магистраль, порт Восточный, строительство автодорог в Западной Сибири... Введено 3,4 тысячи километров новых железных дорог, более 4 тысяч километров вторых путей.
На речном транспорте подходит к завершению создание Единой глубоководной системы Европейской части СССР. Освоены новые речные пути в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Развивалась сеть автомобильных дорог с твердым покрытием – построено 80 тысяч километров вместо намечавшихся 60 тысяч.
Введена в действие и реконструирована 81 взлетно-посадочная полоса. Особенно быстрыми темпами воздушный транспорт развивался в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Все виды транспорта затронул научно-технический прогресс. Это более мощный железнодорожный и автомобильный состав, новые суда, большегрузные контейнеры. Это электрификация дорог; внедрение вычислительной техники, автоматики и телемеханики для управления транспортными процессами; совершенствование планирования, технологии работы, внедрение передового опыта. Высокими темпами – на 83 процента – вырос грузооборот на самом экономичном трубопроводном транспорте.
Да, сделано немало. Грузооборот транспорта увеличился на 23 процента, а пассажирооборот – на 19. Но в то же время потребности экономики, нужды людей в перевозках, особенно железнодорожных, удовлетворялись, надо признать, не полностью.
Комиссия, созданная решением Госплана СССР, разрабатывает комплексную программу для радикального решения транспортных проблем. Главная задача ее – создать такую эффективную транспортную систему, которая обеспечит полное удовлетворение растущего спроса населения и народного хозяйства в перевозках. Отмечу три основные части комплексной программы: развитие материально-технической базы транспорта; лучшее использование достижений научно-технического прогресса; повышение согласованности в работе всех транспортных звеньев и четкое их взаимодействие с другими отраслями экономики.
Больше половины всего грузооборота приходится на железные дороги. Именно здесь в последние годы сложилась напряженная обстановка. С чем это связано? Рост объема перевозок превысил возможности дорог. Не все резервы еще используются. Кроме того, есть еще нерациональные, встречные перевозки – они составляют примерно 6 – 8 процентов годового объема. Только за счет ликвидации нерациональных перевозок можно в течение пятилетки доставить дополнительно свыше 150 миллионов тонн грузов. Положение на железных дорогах вызывает особое внимание к их работе, требует совершенствования транспортно-экономических связей и рационализации перевозок.
Что предстоит сделать уже в этом пятилетии? В планах – техническое перевооружение, усиление всей железнодорожной сети и в особенности ликвидация ее «узких мест» на направлениях, связывающих европейскую часть страны с Уралом, Казахстаном, Сибирью и Дальним Востоком. Для этого надо построить не менее 3,6 тысячи новых и 5 тысяч километров вторых путей, электрифицировать 6 тысяч километров дорог. Кроме того, предстоит реконструкция железнодорожных узлов, припортовых станций, локомотивных депо. Это наиболее эффективные средства повысить пропускную способность действующей сети дорог. Если сравнить с прошлой пятилеткой, то на развитие железнодорожного транспорта выделено средств почти на треть больше. А на строительно-монтажные работы – больше на 40 процентов.
Нельзя забывать и о ремонте техники. На развитие ремонтной базы Министерству путей сообщения выделено более 200 миллионов рублей – в полтора раза больше, чем в десятой пятилетке. При этом планируется как строительство новых, так и реконструкция старых ремонтных заводов в Новосибирске, Ярославле, Оренбурге, Улан-Удэ, Чите.
Увеличится количество локомотивов – больше чем на треть. Повысится их мощность: у электровозов – до 10 и более тысяч лошадиных сил, у тепловозов – до 4 – 6 тысяч сил в одной секции. Потребуется больше вагонов. Это тоже предусмотрено в планах на пятилетку. Причем вагоны будут улучшенной конструкции, повышенной грузоподъемности и вместимости.
Здесь надо сказать, что многое можно сделать уже сейчас, не дожидаясь полного завершения пятилетней программы строительства, реконструкции и технического перевооружения. Напомню, что еще года четыре назад московские железнодорожники первыми в отрасли организовали движение тяжеловесных – в два-три раза больше нормы – составов. Вести тяжеловесные поезда задача очень непростая. Таким рейсам должна предшествовать большая инженерная работа, повышение мастерства машинистов. Но отдача новой технологии стоит этих забот. Расчеты показывают, что за счет повышения интенсивности движения и веса поездов можно получить значительный прирост объема перевозок в нынешней пятилетке.
В Москве же родилась и другая очень важная инициатива: коллективы столичных предприятий, имеющих подъездные пути, решили сами ремонтировать вагоны. Это во многих случаях дешевле и быстрее, учитывая нынешние трудности железнодорожников. Предполагается, что ускорение ремонта равнозначно сорока тысячам дополнительных вагонов в год. Почин москвичей обретает размах – уже тысячи предприятий заключили с транспортниками договоры на ремонт вагонов.
...Теперь о нерациональных, излишне дальних и встречных перевозках. Они снижаются, но опыт междуведомственной комиссии при Госплане СССР показывает, что возможности в этом направлении значительны. В планах на текущее пятилетие и до 1990 года намечен широкий круг мероприятий. Отмечу некоторые из них.
Новые нефтеперерабатывающие заводы будут строиться непосредственно в районах большого потребления нефтепродуктов, чтобы не везти готовую продукцию на дальние расстояния. Планируется увеличение объемов обогащения угля в местах его добычи, использование на электростанциях наиболее рациональных видов топлива. В транспортировке нефти и нефтепродуктов будет расти доля трубопроводного транспорта. Совершенствуются размещение, специализация и кооперация предприятий, совершенствуется и схема грузопотоков.
Наша страна – крупная морская держава. На севере, юге, западе и востоке мы имеем выходы в моря и океаны. На одиннадцатую пятилетку поставлены важные задачи по лучшему использованию флота, портов, судоремонтных заводов, организации перевозок грузов и пассажиров. Грузооборот морского транспорта увеличится на 8 – 9 процентов. Для этого надо укрепить его материальную базу.
Старые суда будут списываться, а взамен их на морских трассах появятся новые, более высокого качества. Мы продолжаем расширять передовую технологию перевозок – контейнерную, лихтеровозную, пакетную, ролкерную и паромную. В Арктику выйдут новые транспортные суда многоцелевого назначения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.