Мой футбол

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1061, август 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

С Заслуженным тренером СССР Константином Ивановичем Бесковым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков

Константину Ивановичу Бескову идет сейчас пятьдесят первый год. Тридцать три из них прожиты в «большом футболе». Сначала игроком, потом тренером. Он дебютировал в высшей лиге семнадцатилетним мальчишкой в 1938 году. Сам Бесков всерьез считает, что к тому времени он имел уже десятилетний футбольный стаж, так как начал гонять мяч раньше, чем пошел в школу. Когда ему было тринадцать, его способности, проявленные на соседнем пустыре, были замечены: пригласили в пятую взрослую команду завода. В пятнадцать лет Костя Бесков – уже форвард первой команды «Шарикоподшипника». В шестнадцать – центральный нападающий и напитан детской команды Таганского парка культуры и отдыха, которая стала тогда победительницей в турнире парковых коллективов Москвы.

Он прошел в футболе завидный путь и, казалось, в избранном деле достиг всего. А он вдруг говорит:

– Иногда мне приходится жалеть, что я не музыкант: тот играет всю жизнь, но никогда не проигрывает.

Те, кто знаком с Бесковым, знают: не тот у него характер, чтобы можно вынудить сдаться. Такие люди умеют «сохранить лицо», отчего даже их проигрыш выглядит не столько победой соперника, сколько случайной собственной оплошностью. Поэтому его неожиданное признание удивило. Он пояснил:

– Уж очень много тумаков я имел из-за футбола.

– За что же вы любите футбол?

Константин Иванович ответил не сразу. Не потому, что мой вопрос поставил его в тупик или ему хотелось дать ответ помудренее. Видно, его чувство к футболу было настолько естественно, что объяснять и мотивировать его казалось излишним.

– Футбол очень эмоционален, – сказал наконец Бесков, – он захватывает единоборством смелости, ловкости, находчивости. С каждым годом эта игра становится все интеллектуальнее, техничнее.

Язык футбола интернационален. Правила его просты и понятны даже неспециалистам. Поэтому футболист может высказывать свою концепцию, свое понимание игры перед любой аудиторией, в любой стране, были бы поле, мяч, соперник и зрители.

– Все это так, но ведь спортивный диалог ведут между собой игроки. А вы-то тренер. Значит, ваши эмоции, ваша доля участия в игре иные. Они не могут походить на чувства, которые испытывают футболисты и зрители.

– Как сказать! Часто я ловлю себя на том, что проигрываю на себе тот или иной момент встречи. Непроизвольно ставлю себя на место футболиста, который находится на поле. К тому же игроки и тренер взаимосвязаны, и взаимозависимы. Вместе они определяют лицо команды, ее почерк.

Помните, как в начале прошлого хоккейного сезона в ЦСКА заменили старшего тренера. Четырнадцать лет Тарасов руководил армейцами. Менялись поколения хоккеистов, а в команде все равно просматривался один и тот же бойцовский характер. Это шло от личности самого Анатолия Владимировича. Когда его освободили, я сказал, что для ЦСКА это добром не кончится. И не ошибся. Игроки остались прежними, но команда стала иной.

Понимаете, тренер – это не только опыт, знания, это еще и психология, образ мышления, характер, который так или иначе проявляется в игре команды.

Ну, а что касается внешних впечатлений, то, по-моему, тренер – самый придирчивый и самый искушенный зритель. В прошлом сезоне московское «Динамо» провело около шестидесяти матчей: в первенстве страны, в борьбе за Кубок СССР, международных. Только 10–15 встреч доставили мне удовольствие. Остальные не получились, хотя некоторые и принесли очки.

– Вы часто называете футбольный матч зрелищем, говорите о его эстетической ценности. Если дальше продолжить эту параллель с театром, то к какому виду спектакля вы отнесете футбол? Что важнее в нем: мудрость и чутье наставника (театр режиссера) или исполнительское мастерство игроков (театр актера)? Как найти точную дозировку того и другого, чтобы добиться оптимального результата?..

– Сравнение с театром можно принять только условно. Потому что в каждом футбольном матче разыгрывается свой спектакль. Даже хорошо отрепетированные тактические действия не всегда удается осуществить в игре, нельзя предсказать ход событий и результат. Развитие его сюжета необычно и остро, а кульминация и развязка порой так неожиданны, что заставляют говорить о себе десятки лет спустя. Наверное, именно поэтому у футбола столько поклонников, что он всегда иной, не повторяет самого себя.

Что главное в нем? Конечно же, гол – самая высшая точка борьбы, ее завершение.

– А все же кто в футболе главнее: тренер или игроки?

– Все зависит от результата. Победу команде приносят игроки, главные виновники поражений – тренеры.

– Вы шутите, а я всерьез.»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены