Мой футбол

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1061, август 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Я-то шучу. Но, к сожалению, точно так обстоят дела и всерьез. Кого первым освобождают от работы в случае неудачного выступления команды? Тренера. Тут и клубы и Федерация футбола единодушны. Посчитайте, сколько наставников сменилось за последние восемь лет в сборной страны...

– И все-таки кто же главное действующее лицо в команде? Я не случайно спрашиваю об этом именно вас. Вы долго были футболистом, семнадцать лет назад стали тренером. Вам легче сравнивать. Могут, например, точки зрения тренера и игрока по одному и тому же вопросу не совпадать? Могут они по-разному оценивать одну и ту же ситуацию, сложившуюся на поле, и соответственно принимать несовпадающие решения?

– Разумеется.

– Значит, за кем-то должно оставаться право последнего слова. Кто-то должен осуществлять диктат, а кто-то подчиняться. Но кто? Ведь обе стороны могут считать себя правыми? Не чревата ли эта ситуация противоречиями, которые рано или поздно выйдут наружу, и...

– Бывает и такое. И я не стану утверждать, что во взаимоотношениях игроков и тренера всегда все гладко. Тем не менее их отношения чаще всего основаны на взаимопонимании, а не на диктате. Я уже говорил, что наставник и его подопечные взаимозависимы. Каждый привносит в успех команды свою долю.

Я, как и любой другой тренер, должен вовремя уловить тенденции развития футбола, заранее предугадать, куда он пойдет в будущем, чтоб своевременно подготовить команду к возможным новинкам. С другой стороны, используя свой опыт, знания, интуицию, наконец, я обязан помочь спортсменам правильно распределить силы, возможности, мастерство в текущих встречах.

Всегда ли я оказываюсь прав? Конечно же, нет. Никто не застрахован от ошибок. И все-таки опыт и знания дают тренеру право решать, как должна готовиться команда, как ей играть в течение сезона или в одном матче, какой игровой схеме отдать предпочтение. Но решение тренера ничто, если оно не подкреплено мастерством и волей игроков.

Пеле всегда считали идеалом нападающего. Но вот в Мексике оказалось, что когда нужно, он может 50–75 процентов своих действий отдавать обороне собственных ворот или организации атак. Все зависело от матча, от соперника, от требований момента. Пеле не гнушался черновой работы, хотя, казалось, он мог бы и поэкономить силы для эффектных ситуаций. Тем более, что футбол по-прежнему красив атакой, забитым голом. И все-таки игрок № 1 мирового футбола истово работал на команду.

Этот пример, по-моему, очень точно характеризует тенденцию в развитии современного футбола. Сейчас нужен игрок-универсал. И Пеле благодаря своему мастерству, трудолюбию, преданности футболу стал настоящим универсалом.

Много ли у нас подобных? Я говорю не об уровне Пеле (это уникум, требовать, чтобы все играли так, как он, бессмысленно), а о тех, кто способен действовать примерно на равных как в нападении, так и в защите. А ведь каждый тренер хотел бы видеть таких футболистов в своей команде, да и все мы за то, чтоб коллективы высшей лиги комплектовались подлинными мастерами футбола.

– Но ведь святая обязанность тренера – учить спортсменов, шлифовать их мастерство, повышать тактическую грамотность...

– Команда высшей лиги–игровой коллектив, а не учебный. Основное время уходит на соревнования, тренировки, подготовку к матчам. Непосредственно на отработку техники остается не так уж много часов. К тому же обычно в команду приходят уже сложившиеся игроки, которые многое умеют и – что самое печальное – уверены, что умеют все. Главная трудность для любого тренера – переучивать уже сложившегося игрока.

– Поясните свою мысль примером.

– Я не хотел бы разбирать чужую игру. Это сделать просто, но не особенно этично. Лучше остановлюсь на московском «Динамо».

Возьмем Валерия Зыкова, нашего напористого, старательного левого защитника. К его игре в обороне нет никаких претензий. Неплох он и в середине поля, где организовывается атака. Но стоит пойти вперед, на завершение комбинации – а тут требуется повышенное мастерство обводки, удара, точного и своевременного паса, – не все у него получается, как нужно. За эти годы он не забил ни одного гола. В то же время его коллега – итальянец Факкети забивает в каждом сезоне по 6–9 голов, что характерно для современного классного защитника.

– Ну, вы сравнили! Факкети – игрок экстракласса, чемпион Европы...

– А как же иначе? Коротко причины неудач советского футбола на международной арене можно было бы сформулировать так: Факкети играет в атаке лучше Зыкова.

Разумеется, пара эта выбрана условно. Но если в предстоящем розыгрыше Кубка кубков соперником «Динамо» окажется клуб «Интернационале», причина из условной сразу станет реальной. И так всегда. С той лишь разницей, что меняются фамилии игроков и названия команд. Мы любим искать причины поражений наших клубных команд в розыгрышах европейских кубков и сборной в соревнованиях рангом повыше в случайностях: е ошибках судей, в нечаянном промахе нападающего, непростительном «зевке» вратаря, травме защитника. Но случайности не могут повторяться из года в год. Все банальнее и проще: наши соперники пока играют лучше...

– Ну, а если перенести вашу схему с международной на внутреннюю арену, то можно ли сказать, что в том знаменитом матче прошлого года «Динамо» играло хуже ЦСКА, что его поражение было предопределено заранее, даже когда оно вело со счетом 3:1?

– Можете заподозрить меня в необъективности, но я уверен, что в прошлом году наша команда выглядела лучше своих соперников и заслуживала первого места...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены