Она имела в длину около 25 сантиметров, а на шее у нее была тяжеленная цепь, каждое звено которой было толщиной сантиметра в два, не меньше. Другой конец цепи был прикреплен гвоздями к дереву.
Я заговорил с обезьянкой на том интернациональном языке, на котором обращаются к детям и к животным. Зверек все крепче цеплялся за мою руку. Попытки вернуть его на место, к дереву, и усадить на какую-нибудь ветку были безуспешны: меня он больше не отпускал. Должно быть, он почувствовал, что имеет наконец шанс избавиться от цепи.
Вышло так, как и должно было выйти: я купил у отца девушки обезьянку, уплатив за нее 400 кипов, что равнялось в то время примерно пяти маркам. Цепь я снял, и на другое утро уже свободная обезьянка вернулась вместе со мной в Луанптрабанг, старинную резиденцию лаосских королей.
Джимми, как с того дня стал зваться зверек, прожил у меня еще четыре недели. Все это время он недвусмысленно давал понять, что желает иметь дело только со мной: он громко кричал, если я оставлял его одного или ненадолго передавал своему коллеге. Мне стало ясно, что я должен взять Джимми с собой в Европу. Я заказал для него просторную клетку, обеспечил бананами и снабдил официальными бумагами для перелета в Лондон, где я тогда жил.
Джимми так и не попал в Лондон. Я теребил по телефону и телексу множество аэролиний, устраивал скандалы ответственным за отправку грузов и в конце концов получил ответ из Таиланда. Мне коротко по-английски сообщали: «Обезьяна выломала дверцу клетки и исчезла», – что, разумеется, было чепухой, потому что Джимми никак не мог сам выбраться из этой клетки.
Несколько месяцев спустя я снова оказался в Бангкоке, а так как печальная судьба моего маленького друга не выходила у меня из головы, я решил поближе присмотреться к грузовому отделению аэропорта. Я договорился с Читти Тангсбадом, президентом «Сиам-сесайети». Уже ряд лет он выступает в защиту животного мира Таиланда.
Читти, с которым я был давно знаком, уже не раз говорил мне, что аэропорт Бангкока служит центральным перевалочным пунктом этого промысла и что здесь ежедневно разыгрываются трагедии с несчастными животными. Мы встретились в аэропорту, он показал мне зверей, апатично выглядывавших из-за решеток, и я никогда не забуду этого зрелища. Именно тогда в Бангкоке я понял, как бесконечно жестоко поступает человек, когда вырывает другое живое существо из родного леса, чтобы переправить по воздуху через континенты.
Мы покормили и попоили зверей; спасти их мы не могли. Все было ужасающе легально. На всех контейнерах имелись положенным образом оформленные лицензии на ввоз и вывоз. И не было ни одной европейской авиакомпании, которая не принимала бы участия в этих транспортных акциях.
Официально авиакомпании все предусмотрели. В отсеках для животных полагается создавать нормальное давление и температуру. Однако в двух случаях из трех это требование не соблюдается. Животные погибают от нехватки кислорода, от резких перепадов температуры.
«Сабена» доставила в Лондон 90 обезьян, из которых 66 были мертвы. Погибли от удушья. Из 1400 белок, отправленных в Лос-Анджелес, 1338 погибли в дороге. Замерзли.
«Люфтганза» транспортировала из Иоганнесбурга в Брюссель двух гепардов. Доставлены звери были уже мертвыми. Как выяснилось, погибли они от жажды. «Люфтганза» пыталась оправдываться тем, что в сопроводительных бумагах не было указаний насчет необходимости поить зверей. Но ведь таких указаний вовсе и не требовалось: в правилах перевозки животных на большие расстояния значится, что в дороге их необходимо снабжать едой и питьем.
Из 12000 экзотических птиц, переправленных в 1979 году через аэропорт Рием в Мюнхен, 3000 оказались мертвы.
В Амстердаме совершил посадку самолет из Индонезии, направленный в Стокгольм. Таможенный инспектор потребовал вскрыть ящик. Внутри оказалось 11 яванских макак; 7 из них – мертвые. Тогда вскрыли и остальные ящики. Из 625 обезьянок в живых оставалось уже только 145. У погибших вид был страшный: глаза вылезли из орбит, языки высунуты и обкусаны – смерть наступила от удушья.
Исключения?
Нет, просто случаи, ставшие известными. И они показывают, каким нестерпимым пыткам подвергаются животные при транспортировке.
...Гиббоны – человекообразные обезьяны с острыми, как нож, зубами. Кое-как поладить можно только с самыми молодыми гиббонами. И охотники почти всегда убивают родителей, чтобы захватить детенышей, если последние случайно уцелеют в этой перестрелке. Эксперты считают, что на каждого гиббона, живым добравшегося до Европы, приходится десять погибших.
Китайские торговцы покупают у охотников-таиландцев похищенных детенышей гиббонов и в примитивных ящиках везут их на автомашинах в Бангкок. Дорога в 600 километров отнимает немало дней.
В ящик, рассчитанный на одного-двух гиббонов, заталкивают десятерых. Весь путь животные вынуждены проделывать скрючившись и при каждом толчке машины ударяются головой о верх ящика. Воздуха, понятно, не хватает. Животные задыхаются, не выдерживая таких условий.
Когда вонь становится нестерпимой, водитель останавливает машину и выбрасывает трупы. Гиббонов, живыми доставленных до Бангкока, передают получателю, который подкармливает их, дает им немного прийти в себя, после чего отправляет дальше.
Защитники животных, пытавшиеся расследовать такие случаи, указывали на грубейшие нарушения правил перевозки. Но как вообще на животных, торговля которыми запрещена, могут быть выписаны официальные фрахтовые документы?
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.