Или возьмем столь актуальную ныне тему войны и мира. Основоположником ее в нашей поэзии является опять-таки Ломоносов. Вы посмотрите, в каких потрясающих стихах он выражал протест против бесчеловечия войны:
Ненасытная алчба имения и власти,
К какой ты крайности род смертных привела?
Которой ты в сердцах не возбудила страсти?
И коего на нас не устремила зла?
С тобой возросли и зависть и коварство:
Твое исчадие кровавая война!
Которое от ней не стонет государство?
Которая от ней не потряслась страна?
Где были созданы всходящи к небу храмы
И стены — труд веков и многих тысяч пот, —
Там виды лишь одне развалины и ямы,
При коих тучную имеет паству скот…
Лишь только зазвучит военна брань трубою,
Мятутся городы, и села, и леса,
Любовнического исполнены вою
И жалоб на удар жестокого часа.
Что может быть сего несноснее на свете —
Когда двоих любовь и радость сопрягла,
Однако в самом дней младых прекрасном цвете
Густая жадности мрачит их пламень мгла,
Когда родители обманчивой корысти
На жертву отдают и совесть и детей.
О небо, преклонись, вселенную очисти
От пагубы такой, от скверной язвы сей!
Вместе с тем Ломоносов был первым русским поэтом, который предостерег алчущих «имения и власти» от вторжения в Россию:
Обширность наших стран измерьте,
Прочтите книги славных дел
И чувствам собственным поверьте:
Не вам подвергнуть наш предел...
Российский род! коль ты ужасен
В полях против своих врагов!..
Наконец, Ломоносов был первым русским поэтом, который выразил мысль о том, что именно Россия должна принести мир всему человечеству:
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.
О лучших стихах Ломоносова А.С. Пушкин сказал: «Они останутся вечными памятниками русской словесности».
Сегодня все явственнее становится недопустимость объяснения тех или иных особенностей нашего литературно-общественного развития посредством одних только объективных причин («Время было такое» и т.п.), все очевиднее неотменяемость личной ответственности каждого за все свершающееся. Возвращаясь к Ломоносову, мы не имеем права ограничиваться юбилейными славословиями и повторением пройденного: умилением по поводу его ухода в Москву с обозом мерзлой трески, цитатами о «собственных Платонах и быстрых разумом Невтонах» и т.д. Умиление уводит душу от работы. Вновь вернуться к Ломоносову — это, значит, прежде всего (и в конце концов!) усвоить его великие нравственные уроки. Уроки достоинства и ответственности. Если мы не сделаем этого, то Ломоносов из более чем двухсотлетней дали настигнет нас посреди наших юбилейных славословий и припечатает, как он умел это делать при жизни: «Праздников ваших ненавидит душа моя, и кадило ваше мерзость есть предо, мною!»
...Сравнительно недолгая жизнь Ломоносова (он прожил без малого пятьдесят три с половиной года) — пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно, благотворно для современников и потомков. Он прожил ее так, как мечтал прожить свою один из его героев:
Какая польза тем, что в старости глубокой,
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верьх хвалы высокой,
И славно умереть родился человек!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой»
Повесть
Социальное исследование проблемы