Клуб «Музыка с тобой»
На вопрос, где я могу найти в Таллине Иво Линна, мне ответили коротко: «В Линнахалле». Эта игра слов стала уже привычной — «Линна» в переводе с эстонского означает «город», а «Линнахалле» («Городской зал») называют новый таллинский Дворец культуры и спорта, стоящий на берегу залива. В нем проходят концерты, осуществляются записи, и, разумеется, в то время, когда полным ходом идет подготовка телевизионных новогодних программ и радиопередач, Иво Линна скорее всего можно застать в «Линнахалле». Ведь без участия одного из самых любимых в Эстонии певцов эти программы представить трудно, его популярность — это закономерность, а не веяние моды.
Начинал Иво Линна в конце 60-х. Еще не окончив средней школы, он с успехом играл на гитаре в одном из ансамблей. Как певец впервые выступил, уже учась в Тартуском университете на филологическом факультете. «Это, как часто бывает, было случайностью — вдруг некому оказалось петь, и пришлось мне...» Попытка оказалась удачной, вскоре певца пригласили на телевидение — в 1968 году там состоялась его первая запись. После службы в армии Иво еще целый год совмещал выступления в концертах с работой на радио, где был редактором развлекательных программ. «Но потом одна работа стала мешать другой, и в конце 1972 года я решил, что рисковать можно и нужно. И вот рискую до сих пор...»
Пять лет он работал в известном «Апельсине», но без преувеличения можно сказать, что творческую судьбу Линна определила его встреча с ансамблем «Рок-Отель». Это сотрудничество началось с совместного выступления на телевидении и переросло в полноценное творческое содружество. «Я не представляю, что может быть лучший ансамбль. Мы поем песни типа старинного рок-н-ролла. Это и есть, так сказать, мое лицо...» Именно как исполнитель рока привлекает Иво Линна большую часть своей аудитории, и, естественно, прежде всего молодежь. Высокий музыкальный уровень певца и ансамбля, вкус, «контактная» манера исполнения — Иво общается с залом на редкость легко — побуждают слушателей открываться ему навстречу.
Но феномен Иво Линна в другом. Имея такой успех в определенном жанре, можно было бы рамками этого жанра и ограничиться. Репертуар же певца поражает не «количественными» масштабами, а разнообразием, и важно, что в нем нет случайных (а значит, «проходных») произведений. Концерты Линна всегда художественное явление.
Иво неподражаемо, с очаровательной простотой и непосредственностью поет детские песни. В его программах много песен современных эстонских композиторов, которые для него охотно пишут. Конечно, немаловажную роль играет здесь и то обстоятельство, что в традиционных эстонских песенных конкурсах песни в исполнении Иво Линна, как правило, получают первые премии. «Я с удовольствием пою новые песни. Но, хотя наш народ очень любит петь, новых песен он поет мало. Чаще, когда люди собираются в праздники, поют песни старые...» И сам Иво — певец яркой современной манеры — тоже поет в концертах эти эстонские песни военных и послевоенных лет. Песни с красивой и сложной мелодией, песни, которые традиционно исполнялись оперными певцами, получают у него оригинальное прочтение и новое звучание. В большом концерте, посвященном 40-летию Победы, певец выступил в сложном произведении Э. Тамберга «Баллада о солдате», написанном для солиста, хора и симфонического оркестра. «Балладу» исполнял смешанный хор Эстонского радио, оркестром дирижировал главный дирижер оперного театра Э. Клас. Их синтез с «эстрадной» трактовкой Иво Линна произвел сильнейшее впечатление. Кстати, в этом произведении Иво доказал свою высокую музыкальность — ритмически оно чрезвычайно сложное.
Ансамбль, эстрадный и симфонический оркестры. Но он может выступать и без них, просто в сопровождении гитары. И это еще одна грань его творческого облика. В сопровождении гитары и аккордеона он пел во время недавней поездки в Швецию, где имел большой успех. Конечно, такая разносторонность — одна из главных причин этой «всеобщей популярности», но все-таки я была права, думая, что встреча с певцом прояснит это лучше, чем факты биографии. При непосредственном общении убеждаешься в его удивительном обаянии. Есть в нем нечто трудно выразимое словами, какая-то всепроникнутость музыкой, ритмом. Кажется, что просто так завершить разговор с Линна или о Линна невозможно. Так и подмывает сказать, обращаясь к окружающим: «А теперь в исполнении Иво Линна послушайте...» И услышать любую песню его репертуара — она обязательно доставит неподдельную радость.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К ХХ съезду ВЛКСМ. Проблемы воспитания творческой молодёжи