Где нож? Скорей давайте нож, ребята! - А ты поищи получше: сейчас только сняли голову старухе!
«Нож?..» «Сняли голову старухе?..» Как они говорят об этом! Хладнокровные убийцы.
Но вот нож найден. И это вовсе не окровавленная финка, вовсе не орудие убийства, а самый обыкновенный, чуть заржавленный перочинный ножик. А те, что орудуют им, вовсе не мрачные преступники, а самый что ни на есть радостный народ: актеры - маскисты, лицедеи «Театра масок» Центрального парка культуры и отдыха в Москве.
Маска - солидное сооружение из папье-маше, которое актер носит на себе, в котором работает. Поэтому маску иногда приходится «резать», приспособлять, чтобы в ней было удобно работать.
«Снять голову старухе», «одеть жирафа» - техническая терминология. Это элементы того своеобразного языка, на котором объясняется дружный коллектив «Театра масок».
... По аллеям Парка несется толпа хохочущих людей. Люди толкаются, не вызывая этим взаимного раздражения. То тут, то там слышны восклицания: «Смотрите, смотрите!» Взрослые резвятся как дети.
Что же тут происходит?
А это встреча с парковскими общими знакомыми. Вы, конечно, знаете «Жоржика» и «Марусю»?
Фамилии?
Ну, их фамилий почти никто не знает, вернее, у них много фамилий. Нередко слышишь:
- Наш Кирюшин! Как две капли воды похожи!
Смотри: Маруська Соколова, прямо копия!
А вот и прочие: «Рыболов», «Бодрые старички, «Фотограф юркий», «Затейный Мишка».
Эти маски - общие любимцы посетителей Парка.
Молодой «Театр масок» - детище Центрального парка. Его актерские кадры вышли из парковского актива массовиков-затейников. Вот Виктор Гуляев, его амплуа - «Жоржик». Вот Леня Смирнов, его амплуа - «Рыболов».
Но эти ребята, умеющие развеселить самого унылого человека, отлично танцующие, не называют себя актерами, они скромно говорят о себе: «Мы маскисты».
Работа в маске предъявляет к актеру особые требования:
он должен не только овладеть движением, на котором в основном построены представления «Театра масок»: актер должен очень тонко чувствовать свою маску, он должен жить ею. Движения его «собственных» рук и ног, положение его тела в каждый момент должны быть результатом этого своеобразного контакта между человеком и образом, который выражает маска. «Театр масок», работающий под руководством талантливого молодого режиссера Александры Сэм, нашел правильный путь. Своими веселыми, бодрыми выступлениями он обслуживает все уголки Парка, рождая всюду смех, вызывая улыбку даже у самого безнадежного пессимиста.
... Рыжий дирижер важно шествует впереди своего оркестра. Высокий крахмальный воротник подпирает подбородок, на груди дугой изогнулся белый пластрон. За дирижером гуськом потянулись «инструменты»: барабан, гитара, балалайка, баян и др. Балалайка - веселая девушка в красном платочке, гитара - такая «цыганистая», а барабан - бойкий попрыгун.
Это одна из новых постановок «Театра масок» - «Танц-джаз». Тут «действующие лица» уже не люди и не животные, а музыкальные инструменты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.