Если взглянуть на карту мира там, где Средиземное море омывает берега Египта и Малой Азии, мы найдем тоненькую полоску, протянувшуюся пунктиром от Средиземного к Красному морю. На обоих концах полоски две точки, помеченные названиями: Порт-Саид и Суэц. Это и есть Суэцкий канал, играющий сейчас столь важную роль в итало-абиссинской войне.
От берегов Италии до Эритреи и Сомали расстояние примерно в две с половиной тысячи миль. Будь Суэцкий канал закрыт, итальянским судам пришлась бы следовать через Гибралтарский пролив, огибать все побережье Африки, что удлинило бы путь на многие тысячи миль. Если принять во внимание, что Италия ежедневно перебрасывает через Суэцкий канал в Восточную Африку тысячи солдат и тысячи тонн продовольствия и военного груза, то станет ясно, что закрытие канала сделало бы дальнейшую войну невозможной. Лишние тысячи миль окружного пути через Атлантический и Индийский океаны настолько бы задержали и удорожили подвоз подкреплений и продовольствия для итальянской армии, что исход войны можно было бы считать предрешенным.
Вот почему «проблема Суэца» является сейчас одинаково важной как для Италии, так и для мировых держав, готовых вмешаться в итало-абиссинский конфликт.
Кратчайший путь в Индию на протяжении столетий занимал умы мореплавателей и исследователей всех стран. Кратчайший путь в Индию искал и Колумб, нашедший на воображаемом пути берега новой, неизвестной страны.
Путь в Индию с запада искали и Гудзон, и Баффин, и легендарный Фрэнсис Дрэк.
Вплоть до открытия Суэцкого канала все суда из Европы шли в Индию но старой морокой дороге, вокруг Африки, огибая мыс Доброй надежды.
А между тем только узкий перешеек между Аравией и Африкой разделял воды Средиземного и Красного морей. Достаточно было прорыть этот перешеек, чтобы образовался сплошной водный путь из Европы в Индию.
Открытие Суэцкого канала означало наступление новой эры в морских путешествиях. Канал сократил путь к берегам Индостана примерно на пять тысяч миль.
Этот кратчайший путь в Индию был особенно важен для Англии. В колониальном пироге английского империализма Индия была самым лакомым, самым жирным куском. Английская промышленность наводнила Индию готовыми фабрикатами, выкачивая из страны огромные запасы сырья. Из Англии в Индию и из Индии в Англию непрерывно тянулись караваны торговых судов, да и не только торговых. Крестьянские волнения в Индии, вызывавшиеся жестокой эксплуатацией туземного населения, вынуждали Англию держать в Индии значительные военные силы.
И все же идея постройки канала принадлежала не англичанам, хотя они, казалось, должны были быть больше всех заинтересованы в кратчайшем пути к «жемчужине британской короны».
Мечта о канале возникла во времена седой древности. И персы, и египтяне рвались из тупика Средиземного моря на юг, в далекие просторы Индийского океана.
Фараоны Сезострис и Сети начали рыть такой канал от берегов Нила к Красному морю. Персидский царь Дарий закончил гигантский труд египтян.
Суда персов спускались по Нилу до нынешнего Каира и следовали к берегам Красного моря по каналу, прорытому в песках пустыни руками тысяч рабов. Каналом пользовались и римляне и арабы, пока время и песчаные бури не привели его в негодность.
Но Суэцкий канал, канал, идущий не от берегов Нила, а непосредственно прорезывающие перешеек от моря до моря, никогда не существовал до Фердинанда Лессепса.
Звезда Лассепса появилась на европейском небосклоне в 1854 году, когда мир неожиданно услыхал о «Компани универсель дю каналь де Суэц». Инженер Лессапс, связанный с группой французских капиталистов, был душой этой компании. Воспользовавшись приходом к власти в Египте своего друга Саид-паши, Лессепс легко добился от него концессии на постройку канала. В 1858 году было выпущено 400 тысяч акций новой компании по 500 франков каждая, большая половина которых разошлась во Франции.
Англия отнеслась недоверчиво, даже враждебно к идее канала. Старый лорд Пальмерстон объявил Лессепсу, что постройка канала «физически невозможна». В Англии заговорили, что постройка канала задевает кровные британские интересы на Ближнем Востоке. Английская дипломатия нажала все кнопки, пытаясь приостановить это, как говорил Пальмерстон, «вмешательство Франции в то, что ее непосредственно не касалось».
Но бешеная энергия Лессепса преодолела все препятствия. В 1854 году вблизи Порт-Саида начались первые работы на трассе будущего канала. «Великий француз», так его называли газеты, сам шел с лопатой впереди сотен рабочих и первый вонзил ее в песчаный грунт со славами:
- Так начинается восьмое чудо света.
«Восьмое чудо света» было закончено лишь через десять лет. Работы велись вручную. Компания неоднократно была накануне банкротства. Лишь энергия Лессепса и его финансовые связи позволили довести до конца работы.
В 1869 году состоялось торжественное открытие канала: 68 судов различных стран прошли по каналу от Порт-Саида до Суэца. «Кратчайший путь в Индию» был, наконец, открыт.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.