Из истории
Дрезденская картинная галерея возникла еще в средние века. В 1560 году саксонский курфюрст Август основал при своем дрезденском дворце так называемую кунсткамеру, где были собраны в числе прочих драгоценностей и произведения искусства. Спустя 27 лет в кунсткамере имелось уже несколько полотен выдающихся немецких живописцев, в частности картины «Адам» и «Ева» Лукаса Кранаха - Старшего, работы Альбрехта Дюрера. Были приобретены также творения итальянских мастеров - Тициана и Тинторетто.
Очень много ценных произведений было приобретено для дрезденского художественного собрания в первой половине восемнадцатого века. В 1722 году курфюрст Август Сильный приказал выделить в особую галерею около трехсот лучших картин кунсткамеры. Для галереи построили специальное помещение при княжеском дворце.
Дрезденская коллекция располагала тогда произведениями фламандских художников Рубенса, Иорданса, Ван - Дейка, голландских мастеров Рембрандта и Метсю, французских живописцев Пуссена и Клода Лоррена. Почти во всех крупных городах Европы жили доверенные лица саксонского курфюрста, не упускавшие удобного случая купить ценную картину. Пополнением Дрезденской галереи непосредственно руководил искусствовед К. Г. Гейнекен - личный секретарь саксонского премьер - министра фон Брюля, человека тщеславного, стремившегося ознаменовать период своего правления внешним леском и пышностью. Брюль скупил большое количество всемирно известных картин. В 1741 году он приобрел в Чехии целиком обширную галерею графа Валленштейна. Несколько лет спустя в Дрезден поступило более ста пятидесяти полотен из коллекций Праги. Среди них были работы Снайдерса и Рубенса. Неутомимые саксонские собиратели купили в Париже картины из собрания принца Кареньянского и коллекции Дюбрейля. В этот период куплены полотна Рембрандта «Саския с красным цветком» и «Автопортрет с Саскией».
Особое место в истории Дрезденской галереи занимает 1745 год, когда скупщикам удалось приобрести сто картин итальянских мастеров из собрания моденского герцога Франческо д'Эсте. Герцог продал свою коллекцию, так как оказался в затруднительном денежном положении. Интересен факт, что Франческо и его ближайшие советники, боясь народного гнева, заключили сделку с саксонскими представителями в строгой тайне.
В числе привезенных из Модены и Феррары картин было знаменитое полотно Тициана «Динарий кесаря», шесть работ Корреджо, четыре больших полотна Веронезе и произведения других выдающихся художников Италии.
Особое значение для славы Дрезденской галереи имело приобретение «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Этот шедевр мирового искусства, более двух веков украшавший храм в Пьяченце, в 1754 году был перевезен в Дрезден. С того времени столица Саксонии стала художественным центром мирового значения. В годы Семилетней войны (1756 - 1763) возникла серьезная угроза разорения галереи. Лучшие картины были отправлены в крепость Кёнигштейн. Однако большая их часть осталась на прежних местах. Пруссаки разрушили дворец в Губертсбурге, где находилось около двухсот картин. Большое число ценных полотен пропало. Пострадали от разрывов пушечных ядер и картины в Дрездене.
После заключения мира картины из Кёнигштейна вновь вернулись в саксонскую столицу. Но пополнение галереи прекратилось на многие десятилетия. Более того, около ста тридцати картин было распродано.
С началом наполеоновских войн в Европе сокровища Дрезденской галереи вновь оказались под угрозой гибели.
В период нашествия Наполеона на Россию саксонский король со своим войском оказался на стороне французов. Тем не менее русские войска, вступившие в Дрезден в результате преследования Наполеона, позаботились о сохранении художественных ценностей.
Пока русские войска оставались в Дрездене, они много сделали для жителей города. По указанию генерала Репнина был восстановлен разрушенный французами мост через Эльбу, перестроена и открыта для публики «брюлевская терраса», где впоследствии разместилась часть картин галереи. Были приняты меры, чтобы все научные и художественные коллекции Дрездена стали более доступными для жителей.
В середине XIX века Дрезденская картинная галерея стала вновь приобретать картины. В 1853 году искусствоведы купили в Лондоне пятнадцать картин испанских мастеров из собрания французского короля Луи Филиппа, который после революции 1848 года бежал в столицу Англии, где его имущество было пущено с молотка. Дрезденская галерея обогатилась выдающимися полотнами испанской школы - «Св. Бонавентура» Сурбарана и «Св. Родриго» Мурильо.
Старое помещение теперь уже не могло вместить все картины, и поэтому в 1847 - 1855 годах по проекту архитектора Готфрида Земпера было построено специальное здание возле дворца Цвингер.
В последующее время Дрезденская галерея приобретала главным образом произведения новейших художников. В конце прошлого века открылся специальный отдел современной живописи, а в 1924 году на основе этого отдела был создан филиал галереи.
Однако своей мировой славой Дрезденская галерея обязана творениям старых мастеров. Благодаря бесценным сокровищам мирового искусства Дрезденская галерея стала подлинной школой художественного воспитания. Произведения живописи, собранные в ней, оказали благотворное влияние на развитие искусства не только в Германии, но и в других странах Европы. «Вечный родник» - назвал Дрезденскую галерею Гёте.
Трагическая судьба постигла Дрезден в последний год второй мировой войны. Ночью 13 февраля 1945 года американские и английские самолеты совершили бессмысленный с военной точки зрения налет на Дрезден. Десятки тысяч мирных жителей стали жертвами этого налета. Англо - американская авиация полностью разрушила выдающиеся архитектурные памятники города - Фрауенкирхе, дворец Цвингер, оперный театр. Японский дворец и другие замечательные сооружения. В огне погибли 466 картин новейшего отдела Дрезденской галереи, в том числе полотна знаменитых живописцев Курбе, Бёклина, Тома, Райского н других. Было разрушено и основное здание галереи, являвшееся частью дворца Цвингер. Но картины, хранившиеся в основном здании галереи, еще задолго до бомбардировки были тайно вывезены из Дрездена и спрятаны в различных пунктах Саксонии. Гитлеровцы заминировали подступы к местам, где хранились сокровища живописи. Они готовы были взорвать их в любую минуту. Но советские воины помешали совершить этот варварский акт, спасли для человечества бесценные памятники мирового искусства.
В послевоенное время часть картин Дрезденской галереи была вывезена в немецкий городок Пильниц, Лучшие же произведения классической живописи бережно хранились в Советском Союзе.
В конце марта 1955 года Совет Министров СССР принял решение передать все картины Дрезденской галереи, находящиеся в Советском Союзе, правительству Германской Демократической Республики. Это решение Советского правительства является выражением искренней дружбы по отношению ко всему немецкому народу.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть. Продолжение. (См. №№ 11, 12.)