Мастера

Анатолий Голубев| опубликовано в номере №1404, ноябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Давайте спросим себя, что делаем мы, чтобы племя мастеров не только жило, но и множилось, разрасталось, становясь основой нашей экономической мощи, залогом нашего постоянного прогресса? Боюсь, меньше, чем следовало. Мы чаще говорим о престижности профессии, но сплошь и рядом опускаем такое понятие, как престижность мастерства. Не только в сфере производства, но и в сфере обслуживания. Попробуйте попасть к мастеру-парикмахеру или к мастеру-автомеханику. Они известны, они популярны, они нарасхват... Мастерские, где они работают, получают прямую выгоду от наличия такой славы. А наши заводы? Что имеют они от того, что в их цехах трудятся высококлассные профессионалы? Если только чувство гордости. А экономически? Если мастерство — категория экономическая, почему же стимулы не соответствуют категории?! Скажем, почему бы, оценивая высокий класс работы мастеров, не увеличить фонд заработной платы предприятия за счет введения коэффициента классности? Может быть, на профессиональном языке экономистов это следует обозвать иначе, но я говорю о сути. А суть, на мой взгляд, проста, удивительно проста. Мастерство — наше богатство. Мастерство — главный резерв в современном мире высококачественного, высокопроизводительного труда. И я лично убежден, пока коллектив в целом и каждый работающий в отдельности не будут заинтересованы в росте числа мастеров высокого класса, в их профессиональном совершенствовании, в создании для их работы максимально благоприятных условий во всех отношениях, мы будем нести убытки, мы будем напрасно ломиться во» многие открытые двери.

Я далек от пессимизма. Жили славные умельцы на родной земле и будут жить. А вот какова от них экономическая отдача — зависит от того, как по-хозяйски мы будем обращаться с ними в масштабах нашей огромной страны.

Думаю, не последняя роль в этом принадлежит и нашей литературе. Что-то попропали со страниц отечественной прозы былые гимны во славу профессионального труда. Героического — Да, сколько угодно. Там, где с бульдозером под лед нырнуть или вручную теплоход разгрузить, когда краны простаивают... А вот песен труду, грамотному, созидающему, мастерскому — таких песен маловато. Не думаю, что мои коллеги-литераторы решат все проблемы. Но мастерство, как и любовь, требует, чтобы о нем говорили, чтобы его замечали, чтобы всемерно поддерживали... Трудовой подвиг, как и подвиг вообще, — штука прекрасная. Но жизнь состоит не из одних подвигов. Она состоит скорее из бесконечных будничных Дел, которые также надо завершать с чувством до конца исполненного долга. И это будет. Будет, когда мы во весь голос заговорим со страниц наших романов, повестей и рассказов не просто о высокопроизводительном труде, но и о его постоянной нравственной сущности, когда воспоем славу профессионалам, отдадим им должное.

 

* * *

Людская молва приписывает творцу одного из чудес земли нашей, деревянного храма в Кижах, удивительное изречение: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет больше такой!» Сказал мастер и закинул свой волшебный топор в студеные воды Онежского озера. Сказано и сделано это, несомненно, в запальчивости, от неудержимости чувства глубокого удовлетворения содеянным. И не думал о бахвальстве мастер Нестер. Мы можем упрекнуть его лишь в одном — погорячился, утверждая невозможность создания лучшего! Нет пределов совершенству — тому примеры величайших народных творений и до Кижей и после. Но и при этом мы не можем не восхищаться полной самоотдачей Нестера, вдохновенной работой в поте лица.

Конечно, нынешний профессионал не может позволить себе остановку в творческом росте. Ибо современное производство с каждым днем оснащается все более изощренным, функционально более совершенным оборудованием. И уж, это точно, не суждено мастеру XX века повторить жест Нестера: кинуть в воду свой инструмент, когда трудится такой рабочий человек на двадцати пятитонном станке с программным управлением. Да и кто ему позволит?! Если только по бесхозяйственности...

И все-таки... Как мучительно хочется, чтобы, создавая на родной земле прекрасное, росло число людей, чей трудовой порыв венчали образцы профессионального мастерства. И чтобы мог современный высококлассный профессионал сказать себе, завершив работу, как сказал некогда Нестер: «...Не было, нет и, не будет больше такой!»

Пусть скажет он это в запальчивости, но так же искренне, от души...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Крик о помощи

Рассказ учителя

Халидэ Макагонова

Спортивный автограф

Как одолеть «серого змия»?

После публикации в «Смене» № 8 «Письма курящей девушке» академика Федора Углова в редакцию пришло немало писем с просьбой рассказать, как избавиться от вредной привычки