После публикации в «Смене» № 8 «Письма курящей девушке» академика Федора Углова в редакцию пришло немало писем с просьбой рассказать, как избавиться от вредной привычки
Плотные синие шторы на окнах создают в комнате таинственный полумрак. Единственное яркое пятно здесь — репродукция с Врублевского «Демона». В мягких, удобных креслах, расставленных вдоль стен, сидят десять мужчин. Лица их — само ожидание. Это заядлые курильщики, решившие избавиться от вредной привычки. Неслышно ступая, в дверях появляется доктор.
— У кого есть папиросы, сигареты? — спрашивает он у сидящих. Почти все лезут в карманы.
— Закуривайте, — предлагает врач.
Все послушно чиркают спичками, и через минуту в помещении повисает небольшое растущее облачко дыма.
— Сейчас мы с вами проведем сеанс гипнотерапии, — говорит врач, когда затушены последние окурки. — Все смотрят на меня! — произносит он после небольшой паузы. — Все максимально расслабились! Сели поудобнее, отогнали все ненужные мысли. Слушаем только меня! Дышим ровно, спокойно... По всему телу, разливается чувство тепла и тяжести... Приятная истома наполняет каждую вашу клеточку... Веки становятся тяжелее и тяжелее...
Мои глаза слипаются, нестерпимо хочется спать. С трудом отгоняю от себя сон и, подняв тяжелую голову, озираюсь по сторонам. Вокруг все спят. Белый халат бесшумно прохаживается по комнате взад-вперед и бесцветным голосом, размеренно произносит свои заклинания:
— С сегодняшнего дня вы все бросите курить. Вы перестанете получать от курения прежнее удовольствие... Запах табачного дыма будет вызывать у вас головокружение и кашель. Уже один вид сигареты сможет вызвать у вас слюноотделение и приступы тошноты!
Врач берет дымящуюся папиросу и, медленно двигаясь вдоль сидящих, обкуривает их этим своеобразным кадилом, не прекращая ни на минуту внушать своим пациентам отвращение к курению. Все морщатся, отворачиваются, стараются уклониться от дыма, как будто это не они каких-то десять минут назад с удовольствием покуривали. Кто-то начинает громко кашлять, вскоре кашель распространяется на всех.
Наконец врач будит своих измученных никотиновыми кошмарами пациентов и в качестве «десерта», завершающего сеанс, предлагает всем снова закурить. Теперь перекур вызывает у большинства курильщиков явно отрицательные эмоции. Кое-кто незаметно сует в карман половину сигареты. Кто-то пытается халтурить — курит, не затягиваясь.
— Ну и гадость, — шепчет мой сосед, гася недокуренную папиросу.
Сеанс заканчивается.
— Конечно, одного сеанса для полного «отлучения» от курения маловато, — говорит Эдуард Константинович Кореневский, заведующий одним из московских наркологических отделений. — Для того, чтобы полностью изжить пагубную привычку, с каждым из больных предстоит встретиться еще много раз. Кроме того, для успеха необходимо одно непременное условие. Человек, решивший бросить курить, должен полностью доверять врачу или по крайней мере не мешать ему своим внутренним отрицательным настроем. В противном случае никакой гипнотизер не поможет, будь то сам Вольф Мессинг...
Как ни велики возможности психотерапевтов, одними их усилиями покончить с «серым змием», конечно же, не удастся. Уж слишком неравные силы. Впрочем, Кореневский и его коллеги не одиноки в этой непрерывной войне.
Институт рефлексотерапии. Здесь против «серого змия» используют не только слово, но и... иглу.
Главное достоинство этого метода в том, что он позволяет избавиться от явления так называемой абстиненции — комплекса неприятных ощущений, одолевающих в первое время человека, решившего расстаться с табаком. При лечении табакизма, как здесь называют устойчивое привыкание к табаку, эффект достигается уже после первого сеанса. К услугам пациентов в институте есть несколько небольших светлых кабинетов. Пациенты отделены друг от друга ширмами, что позволяет врачу принимать несколько человек одновременно. С каждым больным проводится пять-шесть сеансов. Уколы делаются на глубину полтора-два миллиметра, иглы оставляют на 10 — 15 минут. Говорят, это совсем не больно. Число игл для каждого случая различно.
— Вид терапии во многом зависит от личности нуждающегося в лечении, — поясняет доктор В. Острецов. — Иногда приходится воздействовать даже на точки, расположенные на спине больного, особенно если он направлен к нам из туберкулезного диспансера. Большинство пациентов приходит к нам по совету наших коллег, врачей. Это сердечники, легочные больные. Вылечившись, они, в свою очередь, ведут родственников, знакомых. Почему эти люди обращаются к нам? Не все могут самостоятельно бросить курить. Таким-то мы и призваны помочь. Для заядлого курильщика отказаться от табака сразу — все равно, что перепрыгнуть планку, поднятую на метр восемьдесят. Мы понижаем эту высоту до двадцати сантиметров. Нет человека, который не смог бы ее преодолеть. Захочет ли, зависит только от него самого.
— Значит, если пациент захочет, успех вы ему гарантируете?
— Очень многое зависит от умения врача работать с больными. Нередко пациента требуется психологически «обработать». Если вам это удалось, считайте, что дело сделано.
Лекцию о вреде курения приходится строить опять же исходя из личности больного. Некоторые приходят к нам из обыкновенного любопытства, не ставя перед собой твердой задачи — бросить курить. С такими стараешься говорить как можно строже, чтобы сразу настроить их на серьезный лад. К женщинам нужен иной подход. С многими из них для установления контакта достаточно провести популярную беседу о возникновении преждевременных морщин. Людей деловых убеждаешь в том, что без сигаретного дыма они станут более спокойными, работоспособными, активными в творческом плане.
— Даете ли вы своим пациентам «отвести душу», накуриться в последний раз перед курсом лечения?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой»
Мир капитала: мифы и правда о правах человека
Повесть