Читаю письма, полученные редакцией в ответ на статью «Остальные не в счет» (№14 за 1986 г.), и раскладываю их в две стопочки, которые условно назвала для себя так: «за» и «против».
Разложила, просмотрела письма еще раз и обнаружила интересную закономерность.
Письма оказались как бы рассортированы по возрасту: в первой пачке – от читателей постарше, а во второй – от тех, кому нет еще и 20. И исключительно от девушек.
В письмах из первой пачки звучат озабоченность и неподдельная тревога по поводу того, что «подлинная любовь все более обесценивается» (Н. А., Ставрополь), что «женщины стали менее требовательны к мужчинам, а те, в свою очередь, к себе» (Лина Б., Баку), что «девчонки в 16 – 17 лет ведут себя так, будто не начинают жизнь, а ловят последние крохи молодости» (Нина В., Саратов).
Многие читатели «из первой пачки» говорят о том, что нравственное состояние молодежи – это проблема не просто моральная, а социальная и, если угодно, государственная. «Любовь превращена в игру. Что же ставится на карту в этой игре? – пишет педагог Л.К.Шмелева из Киева. – Любовь, материнство, детство будущего человека, уважение к женщине, уважение к матери. Как видим, это категории совсем не личные. Моральный облик нашей молодежи – дело всего общества. Нужно бороться с моральной безответственностью всем миром – так же, как ведется сейчас борьба с пьянством. И в том, и в другом случае это война за наше будущее».
Зато из писем, попавших во вторую стопку, узнала, что автор статьи, то бишь я, с одной стороны, «унижает любовь, потому что призывает к рассудочности, а любовь безоглядна» (Н. Б., 17 лет, Кемерово), а с другой – ни много ни мало «перечеркивает все, чего добилась женщина в результате эмансипации» (Ирина Ермолаева, 18 лет).
Как же понимает жизнь «эмансипированной женщины» Ирина? «Я мыслю нашу жизнь так, – пишет она. – Личная жизнь (духовная), жизнь в коллективе (работа) и половая жизнь». Любовь эмансипированной женщине, по мнению Ирины, очевидно, совершенно чужда: в самом деле, куда ее отнести при такой классификации?
К сожалению, Ирина не одинока. Много писем, в которых совсем еще юные девушки сноровисто оперируют понятиями «секс», «чувственность», «половая жизнь».
Что это, бравада или уже сложившаяся система ценностей, в которой старомодной любви просто нет места? Разъятыми оказываются две главные составляющие этого великого чувства: духовное и физическое влечение. Причем приоритет оставляется только за вторым...
Моей знакомой актрисе, выступающей с прекрасной программой лирических стихов, посвященных первой любви, в одном ПТУ, где учатся исключительно девочки, прислали записку: «Зачем любить, зачем страдать, ведь все пути ведут в кровать?» Страшновато, признаться, было смотреть на эти строчки, выведенные еще не устоявшимся, полудетским почерком.
Как достучаться до этих душ, которым, очевидно, просто смешны разговоры об уважении мужчины к женщине как необходимом условии подлинной любви?
«Эти особы признают только «фирменных» супермужчин в стиле Бельмондо, – пишет А. И. Щербатых из Кировской области. – У них в цене и почете не натуральные свойства души и сердца, а блистательные вспышки лихости и бахвальства. Все дешево, поверхностно, бездумно».
«Зря вы сокрушаетесь об этих девицах, у которых понятие «девичья честь» вызывает только хохот, – вторит ему военнослужащий В. Д. – В случае «нежелательных последствий» они сбегают к врачу и сменят партнера на более ловкого. Блаженны нищие духом – они не чувствуют себя ни оскорбленными, ни униженными».
Так ли это? Знаю случай, когда несколько девчонок-старшеклассниц зверски избили подругу, требуя, чтоб она уступила парню, который за ней «бегал». Их, уже утративших невинность, раздражало и оскорбляло то, что она «другая». Они инстинктивно чувствовали ее нравственное превосходство, и оно не давало им покоя. Им хотелось заставить ее опуститься до своего уровня.
Наверно, не так уж безмятежно на душе у них, этих юных «сексуальных прагматиков».
Кажется, на противоположном полюсе находятся те, кто упрекает автора в «унижении любви». Однако если разобраться, то эти две крайности сходятся чрезвычайно близко. Если одни начисто отрицают любовь, вполне довольствуясь лишь физическим влечением, то другие любой вспыхнувший минутный интерес готовы провозгласить любовью.
«Я уверена, что Оксана действительно любила Сергея, – запальчиво утверждает юная читательница, – неужели Вы отрицаете любовь с первого взгляда?» «Разве желание мужчины не доказательство его любви?» – простодушно удивляется вторая.
Боюсь, мы, пишущие и говорящие о любви, виноваты перед этими девушками: уж слишком часто пользовались изящным эвфемизмом «любовь», имея в виду такие взаимоотношения, к которым никак не приложимо это высокое понятие.
«Любить надо, пока молода, – делится своими соображениями некая Татьяна из Киева. – После 20 придется думать о семье, о детях, о доме, а пока – именно о том, что так прекрасно, о самой любви».
Выходит, семья, муж, дети – это «вне любви»? А что же тогда любовь?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.