Любовь наших дней

Татьяна Браткова| опубликовано в номере №1431, январь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Мы полюбили друг друга на танцах в Доме культуры...» Нет, это не Оксана М., чье письмо было опубликовано. На сей раз все обошлось благополучно, он проводил ее домой. С тех пор виделись еще раза четыре, целовались. «Он, кажется(!), учится на первом курсе». Такая любовь, что и поговорить-то толком некогда...

Вот еще одно «сногсшибательное» признание: «Мы познакомились на дне рождения у подруги и после этого уже два раза встречались. Мы очень любим друг друга».

«Любим»... Удивительно легко обращаются девушки с этим словом. Прошлись два раза по улице, потанцевали на вечере, – ну, конечно, любовь, не меньше.

Чтобы не спутать ручеек с рекой, надо хотя бы приблизительно знать, как она выглядит. И тут лишний раз вспомнишь сетования' на то, что сокращается в школах программа по литературе. А то, что остается?.. Разве можно назвать то убогое скакание «по образам» школой нравственного воспитания, которой должна стать литература? Классическая литература, весь мировой опыт духовной жизни и страстей человеческих, самый могучий источник нравственного совершенствования личности, уходит из жизни молодежи.

Мне довелось как-то разговаривать в одной школе с десятиклассниками: «Анну Каренину» не читал никто, с «Дворянским гнездом» некоторые знакомы по кинофильму, имя Вертера ни у кого не пробудило никаких ассоциаций. Увы, многие молодые люди покидают школу, так и не научившись по-настоящему читать, не полюбив чтение.

Роль «властителя дум» перехватила эстрада. Поговорите со школьниками – они «выдавят» из себя два-три стихотворения Пушкина, которые есть в программе, но всю галиматью, которую чудовищными дозами регулярно скармливает им эстрада, отбарабанят наизусть. И главная беда от этого не та, что портится художественный вкус. Убогие, куцые, примитивные переживания декларируются в тысячах песенок не иначе как самая большая и настоящая любовь.

В общем-то, конечно, это вполне закономерно, эстраде, как говорится, эстрадово. И это было бы совсем не страшно, если бы выполняли эти песенки свою естественную функцию – танцевально-развлекательную. Но, к сожалению, значительная часть молодежи впитывает весь этот суррогат как откровение. Многие верят, что легкая интрижка, о которой поведал им певец, прихлопывая и пританцовывая, – это и есть любовь.

Оксана М. в своем письме пишет: «Трудно поверить, что полгода назад я была беззаботной хохотушкой, любила танцы, веселую компанию». А мне как раз в это поверить легко. Вот если бы она написала, что еще полгода назад любила засиживаться над книгой, спорить с друзьями о новых фильмах, спектаклях, бродить по улицам, думая о жизни, – вот тогда я была бы очень удивлена, что она так бездумно и беззаботно ринулась навстречу рискованному приключению. А танцы и веселая компания, прямо скажем, мало способствуют формированию личности. Да и неотразимость Сергея оказалась для нее не в каком-то поступке или умных речах, а в тех же песенках и шутках, которые, надо признать, не так уж много говорят о человеке.

И все-таки, наверно, нельзя не согласиться с Еленой из Киева, которая пишет: «Девушки обычно живут мечтами о любви и часто видят и слышат не то, что есть, а то, что хотят видеть и слышать. Так что часто их никто не обманывает, они обманывают себя сами».

Первая любовь... Сколько о ней написано стихов, сложено песен! Романтическая влюбленность, полудружба-полулюбовь, изумленное открывание целого мира прежде неведомых чувств – душа готовится к вступлению в новую, взрослую жизнь.

Но нормально ли это, когда девочки – именно девочки, их и девушками-то еще не назовешь, – живущие по всем законам подростковой жизни, вдруг какой-то частью, какой-то гранью прорываются во взрослую жизнь? В жизнь, к которой они морально совершенно не готовы.

Как бы ни гневались на меня авторы некоторых писем за попытку «переложить всю ответственность на женские плечи», я глубоко убеждена, что поспешные, случайные отношения губительны прежде всего для женской натуры. И не только потому, что женщина расплачивается за свою поспешность той ценой, которую не приходится платить мужчине. Ведь спрос с девушек действительно выше потому, что поведением женщин в первую очередь определяется общее нравственное состояние общества.

Безоглядность любви вовсе не в торопливости. Есть в редакционной почте письмо, прочитав которое, думаю, устыдятся все, кто попытался в своих письмах отстаивать «право любить, не раздумывая и не прикидывая, что из этого получится».

Была любовь, встречи, планы. И случилось несчастье. Действительно огромная, непоправимая беда. Парню на работе выжгло глаза. Он ослеп. А девушка выходит за него замуж. Родители против («Не для того тебя растили, чтоб нянькой ему всю жизнь была»), подруги отговаривают («Зачем тебе такой хомут; другого найдешь»), он сам гонит ее от себя («Не хочу портить тебе жизнь»). А у нее один ответ: «Люблю!..»

А способна ли на такой поступок кто-то из сторонниц «безоглядной любви»?..

Вот что пишет в редакцию А. П. Шаляпин: «Надо молодых раньше готовить к взрослой жизни, чтобы они, вступая в близкие отношения, чувствовали ответственность друг за друга на уровне взрослых».

Да, инстинкты поднимают голову рано. И не получается ли, что мы нередко идем на поводу у юных, стараясь как-то легализовать слишком ранние взрослые отношения? А надо со всей прямотой сказать, что половая связь детей, одетых в школьную форму, – это ненормальность, порок, распущенность. Сейчас уже не продадут водку человеку, которому не исполнился 21 год, но как можно спокойно относиться к тому факту, что в гинекологических клиниках находятся 16 – 17-летние девочки, забежавшие туда «на три дня». «То, что было еще недавно позором, несчастьем, бесчестьем семьи, мы согласны признать сегодня мелкой житейской неприятностью», – пишет в своем письме А. Ф. Николаева. Думаю, многие читатели с ней не согласятся.

Вполне могу разделить сочувствие, желание помочь женщине под 30 и старше, родившей ребенка без мужа. Но, скажу откровенно, мать-одиночка, которой едва исполнилось 18, вызывает у меня совсем другие эмоции. Рождение ребенка – событие взрослой, ответственной жизни, и надо хорошенько вбивать в головы 16-летним, что общество и государство не будут в восторге от их скороспелого материнства. Плохо и страшно, когда подростки, в сущности, еще дети, играют во взрослую любовь, будучи не в состоянии сами ни по уровню своего морального развития, ни по социальному положению справиться с ее последствиями.

«Правильно ли мы, и в частности пресса, разговариваем с нашими «акселератами»? – задает вопрос читательница, которая подписалась «просто мать». – Не слишком ли нам застит глаза, что у 15-летнего сына 44-го размера ботинки, а на дочке не сходится мамина блузка? Не слишком ли всерьез мы сами принимаем их претензии на взрослость? И вместо того, чтобы удерживать в естественном для их возраста кругу интересов, подталкиваем к сознанию, что их жизнь почти ничем не должна отличаться от жизни взрослых людей».

Ей вторит читательница О. Ф. из Якутии: «Надо учить молодых думать о жизни, о ее сложностях, об отношениях людей. Людей, а не только полов».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены