Д. ОЗНОБИШИН. Ну, если от поэзии перейти вновь к жизни, то я продолжу мою мысль по поводу знания. Ведь даже знать родословную своей семьи нужно. Многие молодые люди относятся к своим прародителям с непонятным снисхождением, иронией. Только и слышишь: «дед», «бабка», «пенсионеры»... И отношение эдакое к ним утилитарное. А ведь дед и прадед, может быть, люди в своем роде замечательные: пахари, бойцы, строители. А «бабки» – их верные подруги на жизненном нелегком пути...
И вот отсюда, от «малой истории» идет интерес к большой, и наоборот: от масштабности событий к человеку.
Молодой человек должен знать то, с чего все началось, и понимать, что происходит теперь. То есть исходные позиции исторического прошлого и современные явления.
Р. ИВНЕВ. Ну, современность они еще как-то, думаю, знают, а к древности отношение такое же, как вы верно отметили, иронически-снисходительное, как к «бабкам» и «дедам»...
Д. ОЗНОБИШИН. Да, есть, к сожалению, такая фанаберия... Меня как-то заинтересовала – что бы вы думали? – процедура современного, так сказать, бракосочетания. Пока она не очень осмыслена. В Москве, например, новобрачные совершают поездку на Воробьевы горы, чтобы взглянуть на Москву. Очень хорошо. Но, посмотрев довольно бездумно на Москву, молодые люди едут в ресторан, и, собственно, на этом все заканчивается. А ведь рядом с парапетом находится площадка, где два революционера, друга, Герцен и Огарев, совершили обряд клятвы на верность революции.
Молодые могли бы проехать к Никитским воротам, где целый комплекс памятников героям русской истории. И эта поездка может пробудить в молодых людях интерес к конкретному и глубокому знанию истории, литературы, то есть к культурному наследию. Здесь, у Никитских ворот, находится дом родственника декабриста М. С. Лунина, в котором состоялся бал по случаю свадьбы А. С. Пушкина. Рядом дом, где жил Огарев. Через дорогу церковь, где крестили Суворова. Еще через дорогу дом, где жил великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький. Еще пять минут езды – и вот он, дом, где родился Герцен.
И так не только в Москве, но и в любом городе или городке найдутся памятники героического прошлого нашей Родины.
Р. ИВНЕВ. Вы ведь недавно ездили в Калинин и Калининскую область? Там что-то интересное делается по восстановлению памятников прошлого. Расскажите. Я заметил, что до сознания многих людей лучше доходят духовные ценности народа, если они овеществлены, материальны. Не рассказы, а дом, и потом уже рассказ о нем, сначала не легенда о герое, а его одежда, пробитая пулей, не так ли?
Д. ОЗНОБИШИН. Совершенно верно. Овеществление идейной пропаганды – великое дело.
Так вот, Калининская область, Калинин... Там прекрасно понимают смысл научной организации охраны и восстановления памятников старины, революции, Великой Отечественной войны. В Калининском университете кафедрой истории СССР под руководством профессора Олега Андреевича Васьковского подготовлена рукопись «Памятники Калинина и Калининского района». Нужная книга. Ведь Тверской край 23 раза посещал Пушкин, и здесь создается «Пушкинское кольцо» – экскурсионный маршрут всесоюзного и международного значения. Восстанавливаются в прежнем виде города Торжок и Старица, места, связанные с деятельностью М. И. Калинина, места героической славы времен Отечественной войны. Много интересного там делается. Например, прекрасно работает местный клуб краеведов, они организовали на страницах «Калининской правды» 6 туров конкурса «Отечество». Сколько людей откликнулось! Масса! Вот это и есть конкретное изучение исторических сведений, без которых невозможна никакая охрана исторических памятников, без которого просто нет культурного, образованного, современного, подчеркиваю, современного человека.
Я думаю, телевидение наше замечательно придумало конкурсы «А ну-ка, девушки» или «А ну-ка, парни», и хорошо, что наши девушки (я тут как-то смотрел этот конкурс) с АЗЛК разбираются в марках любых машин, модах любых времен, мелодиях любых времен, и думаю, если бы они в передаче, например, «Люби Отечество свое», рассказали о своем городе, заводе, доме, людях истории, то это было бы совсем хорошо.
Р. ИВНЕВ. Я скажу еще и о другом, что касается кино... Касается декабристов, перед памятью которых я также глубоко преклоняюсь. Есть фильм о них – «Звезда пленительного счастья». Фильм в целом хороший, запоминающийся. Но казнь декабристов показана натуралистично, с подчеркиванием ужасных подробностей. Искусство – огромная сила, оно либо «живая вода», либо «мертвая». Думается, кадры казни декабристов – «мертвая вода», разрушающая сила. Подобные кадры говорят о бессилии человеческой плоти (как ни героически ведет себя человек), о том, что он смертен и слаб в конечном итоге...
Говорить о подвиге, о гибели во имя жизни нужно высоко и поэтично. Герой в фильме или пьесе должен идти на казнь, как когда-то в прекрасном французском фильме «Красное и черное» шел Жерар Филип в роли Жюльена Сореля. А ведь Сорель никакой не герой, а как он поднялся до высот большой трагической силы, идя на смерть так! Художники должны быть не только рациональны, но и глубоко, духовно поэтичны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.