Драматургия

  • В закладки
  • Вставить в блог

Анатолий Софронов, делегат XXV съезда КПСС, секретарь правления СП РСФСР, главный редактор журнала «Огонек», лауреат Государственных премий СССР

Писатель не может, не должен чувствовать себя старым. Жизнь идет вперед. И если писатель вдруг ощутил себя стариком, значит, дела его неважны. И он срочно должен предпринимать какие-то меры, чтобы восстановить связь с окружающим миром, чтобы воспринимать жизнь с той же остротой, что и в юности.

Говоря это, я вспоминаю свой путь в литературу и в литературе. Когда я начинал, мне было лет восемнадцать-девятнадцать. Я работал слесарем, фрезеровщиком на заводе «Ростсельмаш», одновременно был участником литературной группы. Занятия литературой были для меня вторым, но столь же важным жизненным делом, как и работа на заводе.

Мы были тогда, что называется, в самой жизни, и эта жизнь, пройдя сквозь наше сознание, наше сердце, становилась строками рассказов, стихов, которые появлялись на страницах заводской газеты. Потом нас стали печатать в областных изданиях, а по прошествии времени – в Москве. Кстати, в то время издавалась книжная серия под рубрикой «Библиотека «Смены». И в одной из таких книжечек – она называлась «Рост» – были представлены несколько наших заводских поэтов. В их числе был и я. Это была одна из первых моих публикаций в Москве...

Так начался путь в литературу. Я не хочу сейчас перечислять все трудности писательской работы. Скажу о главном: о том, что определяет для меня ее ценность. На мой взгляд, это верность правде жизни, внимательный взгляд на все ее явления, взгляд, который позволяет увидеть взаимосвязанность, взаимообусловленность всех событий и процессов в жизни общества.

В одном из стихотворений, которое я написал в тридцатом году, есть такие строки:

На моем запыленном лице Радость бьется сквозь бронзу загара. Вырос новый громадина-цех. И раскинулся на три гектара.

По тем временам это было прекрасно: цех уборочных машин, раскинувшийся на три гектара! Когда же я несколько лет назад прочел эти строки в одном из больших цехов автозавода в Тольятти, слова «громадина-цех» вызвали смех... Ведь этот современный цех занимал площадь гектаров в шестьдесят! Те же стихи читал я и на встрече с молодыми рабочими КамАЗа в Набережных Челнах. Реакция была такой же...

Конечно же, я не случайно вспомнил тогда свои старые стихи. Мне хотелось, чтобы рабочие, слушавшие меня, ощутили, как далеко вперед ушли мы за эти годы...

Легко заметить изменения, происшедшие в экономической структуре нашего общества, в масштабах производства, в его технической оснащенности. Но ведь за эти годы неизмеримо выросло и духовное богатство человека социалистического общества. Значит, в произведениях литературы и искусства должно быть отражено все многообразие духовной жизни советского человека, его нравственные искания. Писатель обязан проникать в сердцевину важнейших событий эпохи, передавать психологию, индивидуальные особенности своих современников. Без этого не может быть правды жизни, правды нашего времени... Каждый молодой рабочий, молодой колхозник, каждый молодой человек нашей страны должен видеть широкие горизонты, которые открываются перед ним. Но он должен и уметь находить правильные ответы на те сложные вопросы, которые ставит жизнь, должен быть идейно вооружен для борьбы с нашими идеологическими противниками. Внести свой вклад в идейно-нравственное воспитание молодых – почетный долг нашей литературы.

Все сказанное в полной мере относится и к одному из моих любимых литературных жанров – к драматургии. Я написал более сорока пьес. Они поставлены в разных городах, в разных театрах, на разных языках. И тем не менее, приступая к каждой новой работе, я всякий раз ощущаю, что словно бы начинаю все заново. Потому что, когда ты приходишь на место действия – не в театр, а в саму жизнь, – ты с первоначальной остротой видишь, где правда, которую ты должен извлечь из действительности, видишь главные проблемы, узнаешь истинных героев современности. Поэтому, как мне кажется, наши драматурги – я имею в виду и себя тоже – обязаны быть в самом центре важнейших событий.

Драматургия – это конфликт, это характеры, это язык... Из этой триады складывается то, что человечество, начиная еще с Древней Греции, именует театром. Люди приходят в театр, чтобы, оставшись один на один с героями спектакля, приблизиться к пониманию той самой драгоценной правды... Поэтому не случаен успех некоторых драматургических произведений последнего времени: в них насущные вопросы ставятся впрямую, а герои говорят своим языком, находя отзвук в сердцах зрителей. Успех этот подтверждает справедливость крылатого выражения Александра Николаевича Островского, назвавшего театр «трибуной общественной мысли».

Десятая пятилетка, в которую мы вступили, – это пятилетка качества. В нашей области, в области литературы и искусства, понятие качества подразумевает точное воспроизведение ведущих тенденций времени. Это должны помнить литераторы всех поколений и в особенности молодые, которые только еще начинают свой жизненный путь.

Одельша Агишев, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, лауреат Государственной ремии имени Хамзы

Молодежная тема органична для творчества входящего в искусство человека. Вполне естественно, что молодые пишут о том, что они знают лучше всего, – о самих себе...

Бывает, однако, что тема эта тревожит художника всю его творческую жизнь, «не отступается» от него никогда. Так, наверное, случилось с нами – со мной и режиссером Эльером Ишмухамедовым. Первая часть нашей кинотрилогии «Нежность» вышла почти десять лет назад, последняя – «Встречи и расставания» – совсем недавно.

Меня очень интересует современная молодежь, эти самые семнадцатилетние ребята, которые отделены от нашего поколения двумя десятилетиями. Я часто общаюсь с комсомольскими работниками, вижу, как много они трудятся, но, к сожалению, некоторые из них еще живут старыми понятиями «огонька» и «задора» – того самого аврального метода воспитания. А нынче необходимо еще и другое – найти общий язык с каждым в отдельности. Потому-то вожак, руководитель, воспитатель молодежи должен, просто обязан быть личностью, должен беззаветно любить свое дело, любить эту бесконечную возню с девчонками и мальчишками, подростками, юношами и девушками, как любил это дело большой человек и воспитатель, до тонкости изучивший «душеведение», – Сухомлинский.

Бывает, как мне думается, мы недостаточно доверяем молодым и на производстве и в жизни, стараемся отстранить их от всего сложного, ответственного, боясь, чтобы кто-то не «запорол»... Из-за неумения воспитывать мы «расписываем» жизнь молодого человека чуть не по часам: десятилетка, армия, институт, женитьба. А где же нравственные искания самого молодого человека, где его самостоятельные решения?

Например, мальчишка решает идти в ПТУ, решает серьезно, а взрослые, которые считают это незрелым бунтом, в приказном порядке возвращают паренька в школу... По-моему же, совершенно необходимо, чтобы молодой человек сделался участником своей судьбы.

А вот еще один вопрос. Некоторые родители запихивают в рот своего «дитяти» клубнику со сливками, а сами не удосуживаются элементарно следить за собой – не лгать, не фальшивить. Ведь даже малейшие наши пороки калечат ребят.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Было на Запсибе

Документальная повесть