Лукавый Пушкин

Михаил Искрин| опубликовано в номере №1311, январь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы часто перечитываем любимые произведения любимых писателей. И, возможно, привыкаем к тексту, что-то ускользает от нашего внимания... Автор публикуемой статьи провел интересный читательский и литературоведческий поиск в «Евгении Онегине».

Что за монологом?

Евгений Онегин ответил на письмо влюбленной Татьяны холодным, резонерским монологом.

Монолог предваряется французским эпиграфом к четвертой главе романа, означающим: «Нравоучение в порядке вещей. Неккер». Это слова министра Людовика XVI, обращенные к революционному трибуну Мирабо. Они взяты из книги «Взгляды на французскую революцию» (Париж, 1818) Анны-Луизы-Жермены Сталь, дочери, кстати сказать, министра. Пушкин таким образом сравнивает Онегина с одним из столпов монархии. Татьяну, наоборот, сближает с Мирабо, которым восхищался, ставя рядом с ним лидера декабристов Пестеля. Отношения денди и девушки меряются масштабом великого политического переворота XVIII века. Тургенев назовет впоследствии любовь революцией.

Чтобы не оставалось сомнений в консервативности позиции Онегина, его монолог неприметно сопоставляется вдобавок с другим, чем-то сходным, но, по сути, противоположным, принадлежащим перу революционера. Герой стихотворения «К N. N.», которое написано Рылеевым годом ранее четвертой главы «Евгения Онегина», произносит, обращаясь к девушке:

Я не хочу любви твоей,

Я не могу ее присвоить:

Я отвечать не в силах ей,

Моя душа твоей не стоит,

Онегин словно вторит:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства,

Их вовсе не достоин я.

Оба отвергают любовь, унижая себя. Но в чем главная причина отказа? Герой Рылеева объясняет:

Любовь никак нейдет на ум:

Увы! моя отчизна страждет,

Душа в волненьи тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.

Совсем иная цель у Онегина. Пугая Татьяну мрачными перспективами супружества с ним, недостойным мужем, он намеренно скрывает, что замкнулся в себялюбии, страшится связать и стеснить себя. Лишь позже, когда в нем произойдет перелом, признается вышедшей замуж Татьяне:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Слезы и лавры

Документальная повесть

Три версии

Повесть