Мы часто перечитываем любимые произведения любимых писателей. И, возможно, привыкаем к тексту, что-то ускользает от нашего внимания... Автор публикуемой статьи провел интересный читательский и литературоведческий поиск в «Евгении Онегине».
Евгений Онегин ответил на письмо влюбленной Татьяны холодным, резонерским монологом.
Монолог предваряется французским эпиграфом к четвертой главе романа, означающим: «Нравоучение в порядке вещей. Неккер». Это слова министра Людовика XVI, обращенные к революционному трибуну Мирабо. Они взяты из книги «Взгляды на французскую революцию» (Париж, 1818) Анны-Луизы-Жермены Сталь, дочери, кстати сказать, министра. Пушкин таким образом сравнивает Онегина с одним из столпов монархии. Татьяну, наоборот, сближает с Мирабо, которым восхищался, ставя рядом с ним лидера декабристов Пестеля. Отношения денди и девушки меряются масштабом великого политического переворота XVIII века. Тургенев назовет впоследствии любовь революцией.
Чтобы не оставалось сомнений в консервативности позиции Онегина, его монолог неприметно сопоставляется вдобавок с другим, чем-то сходным, но, по сути, противоположным, принадлежащим перу революционера. Герой стихотворения «К N. N.», которое написано Рылеевым годом ранее четвертой главы «Евгения Онегина», произносит, обращаясь к девушке:
Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить:
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит,
Онегин словно вторит:
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства,
Их вовсе не достоин я.
Оба отвергают любовь, унижая себя. Но в чем главная причина отказа? Герой Рылеева объясняет:
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет,
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
Совсем иная цель у Онегина. Пугая Татьяну мрачными перспективами супружества с ним, недостойным мужем, он намеренно скрывает, что замкнулся в себялюбии, страшится связать и стеснить себя. Лишь позже, когда в нем произойдет перелом, признается вышедшей замуж Татьяне:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.