Комсомольская путевка: цель – преобразование, адрес – районы освоения

Владимир Глебов| опубликовано в номере №1311, январь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Комсомольская путевка стала приметой времени, выражением преданности подрастающего поколения коммунистическим идеалам, стремления юношей и девушек внести свой вклад в развитие экономики страны. За десятую пятилетку на ударные стройки по комсомольским путевкам прибыло свыше полумиллиона молодых добровольцев. Молодежь составляет большую часть строителей объектов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, КамАЗа.. Байкало-Амурской магистрали. Хорошо зарекомендовали себя Всесоюзные ударные комсомольские отряды. Они позволяют в короткие сроки укреплять производственные коллективы важных пусковых объектов. За пятилетку комсомольские организации сформировали и направили на стройки 100 Всесоюзных отрядов в составе 80 тысяч человек. Как правило, это квалифицированные специалисты, нужные той или иной стройке. Характерно, что в последнее время отряды становятся все более крупными. Так, участниками Всесоюзного отряда «Молодогвардеец» стало 7 тысяч человек. На базе отрядов создаются комсомольско-молодежные строительно-монтажные управления, поезда, бригады. Их отличают спаянность, организованность, способность быстро осваивать научно-технические новшества, умение поддерживать героические традиции рабочего класса. Эти качества превращают молодежные коллективы в силу, готовую решать задачи строительства в сложных условиях.

Борис ПАСТУХОВ, первый секретарь ЦК ВЛКСМ.

Плечо добровольца

Владимир Глебов, бригадир комсомольско-молодежной бригады Нижневартовского управления буровых работ № 2, член Бюро ЦК ВЛКСМ, командир Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XXVI съезда КПСС

Освоение – феномен и одна из самых замечательных особенностей нашего времени. Явление, своим размахом, результатами и последствиями во многом определяющее жизнь страны. Как командиру Всесоюзного ударного комсомольского отряда, мне бы, видимо, следовало говорить об освоении в масштабе всей страны. Но ограничусь масштабами Тюменского Севера. Во-первых, потому, что у моего рабочего и жизненного опыта тюменские, а еще точнее, самотлорские корни. Во-вторых, невиданный размах освоения Тюмени позволяет говорить о нем как о важнейшем деле всей страны последних лет, вплотную коснувшемся каждого из нас.

В небывало короткий срок здесь создана главная топливная база страны.

И работа по освоению Тюменского Севера продолжается, набирает новый размах, становится технически сложнее, все совершеннее качественно.

Процесс освоения, если можно так выразиться, многосоставен. Его итоги не только километры и кубометры. Об этом и хотелось бы сегодня поговорить.

Освоение: добровольцы

Освоение – привилегия добровольцев. Их удел, их ноша, их слава, их гордость. На этом я настаиваю. Знаю, не забыл, что в Тюмень приезжали и приезжают не только влекомые высокими целями и стремлениями подвижники. Приезжают по распределению, по долгу службы, вынуждаемые какими-то жизненными обстоятельствами. Приезжают и те, чья «добрая воля» состоит из одной потребности – заработать. Все так.

И тем не менее я стою на своем: освоение – привилегия добровольцев. Потому что только им оно по силам. Потому что добровольцами с полным на это правом можно назвать лишь тех людей, чей труд одушевлен большой целью.

Двенадцать лет назад буровики Степана Ананьевича Повха пробурили первую эксплуатационную скважину Самотлора. Была получена первая тонна самотлорской нефти. Неприметный ручеек. Но дорогу ему пробивали в дни, когда мороз напрочь выдавливал ртуть из градусников – за отметку 50. Когда металл становился хрустким и ломким, как стекло. А бригада Повха бурила, работа не замирала ни на миг. Такова была сила, таков накал воодушевления людей: они знали, какой могучей реке нефти прокладывает дорогу их ручеек. Когда бригада моего учителя Анатолия Дмитриевича Шакшина приехала в Сибирь, ее встретили холод и отсутствие жилья, круговерть организационных неурядиц и отсутствие какого-либо опыта бурения в тяжелейших условиях сибирских болот. А ведь в Башкирии бригада оставила хорошее жилье, работу, которой славилась на всю республику. Да и зарабатывать в первое, самое трудное - время бригада стала меньше, чем в родной Башкирии. Но никто не жаловался, не рвался бежать. Потому что исходили не из этого. А из того, что стране очень нужна нефть, много нефти, и их долг – эту нефть взять.

На Всесоюзных ударных комсомольских стройках сложились многонациональные трудовые коллективы. И они стали хорошим университетом интернациональной и политической закалки.

Тюмень осваивали сильные люди. Но сильные не просто физически, а сильные своим духом, совестью, характером, своей убежденностью в громадной важности этого дела, своей гордостью участника такого дела. Те, кто по праву считал себя добровольцем.

Приезжали сюда и другие. И судьба их складывалась в зависимости от того, принимали ли они смысл и цели, казалось бы, неподъемной работы, что была здесь.

Вот что говорил об этом бывший руководитель Тюменской областной партийной организации, ныне министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Борис Евдокимович Щербина:

– Суровые природные условия, высокая гражданская ответственность каждого участника общенародного дела по освоению богатств Севера для дальнейшего расцвета экономики страны, атмосфера строгой оценки людей по их трудовым и нравственным качествам – все это создает в Тюмени особую систему социально-психологического отбора людей.

Освоение: ударные отряды

Западная Сибирь сейчас по праву называется краем комсомольского подвига. В ее достижениях огромную роль сыграла комплексная программа шефства комсомола над развитием края. Сейчас здесь трудится в основном молодежь. Молоды наши города. Адресом 19 Всесоюзных ударных комсомольских строек стала Тюменщина. И это естественно и закономерно. Таковы у нас условия работы. Для того, чтобы вести ее успешно, необходимы инициатива, смелость, настойчивость. Чтобы решить многие проблемы, нужно отказаться от традиционного подхода к ним. Не бояться новых методов, небывалых сроков. знать современную технику. А все это качества молодых. К тому же молодых привлекает то, что условия и обстоятельства здесь зачастую требуют самостоятельности, умения взять ответственность за судьбу дела на себя.

Недолгая, но бурная история освоения Тюмени показала, что одна из самых эффективных форм общественного призыва молодежи на новые места – ударные комсомольские отряды. Но эта же история подсказывает, что необходимо для того, чтобы у ударного отряда сложилась настоящая рабочая судьба.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены