Лирика

Б Мейлах| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Таился и пылал в душе моей унылой!»

А в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Вновь я посетил тот уголок»

трагизм смерти преодолевается развитием идеи бессмертия природы, преемственности поколений:

«И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть...»

Но не следует все же думать, что в поэзии Пушкина совсем не находили места трагическая безнадежность, отчаяние, тоска. Нет, безысходность жизни в царской России, на протяжении многих лет травившей поэта и подготовившей его гибель, породила такие стихотворения, как например «Дар напрасный, дар случайный...» Были у Пушкина неудачи и горести, нашедшие отражение в его лирике. Но характерно, что и в стихотворениях этого рода мы не найдем того душевного надлома, который так знакам нам по поэзии символистов.

Итак, оптимизм творчества Пушкина неразрывно связан с его реализмом. В пушкинской поэзии русская действительность впервые была показана не с парнасских высот витийствующих одописцев и не сквозь туманную призму мистических романтиков, а такой, какой она была на самом деле.

Общеизвестно огромное агитационное значение политических стихотворений Пушкина («Вольность», «Сказка», «Ура! в Россию скачет...», «Деревня», «Кинжал» и др.) для русского революционного движения. Стихотворения Пушкина имели также огромное значение для развития русской реалистической литературы, неразрывно связанной с освободительной борьбой против царского режима.

Пушкин много уделял внимания вопросам народности и правдивости искусства. «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев и поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому - нибудь народу. Климат, образ правления, вера - дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии», - писал он в заметке «О народности в литературе». Это понимание народности нашло отражение и в его работе над созданием стихотворного языка. Такие произведения, как «Жених», «Телега жизни», «Песня о Стеньке Разине», «Утопленник», «Бесы», «Румяный критик мой», «Песни западных славян», «Гусар», «Воевода», являются великолепным подтверждением слов Пушкина: «Вслушивайтесь в простонародные наречия, молодые писатели, - вы в них можете научиться многому, чего не найдешь в наших журналах».

Значение этих стихотворений не только в том, что в них смело употреблялись «простонародные» слова и выражения: осваивая народный язык, Пушкин стремился к замене принятых в поэзии его времени «гладких», «манерных», «изысканных» слов и выражений «прелестью нагой простоты», свободной от «условных украшений стихотворства». По существу, это сводилось к борьбе за реалистическое изображение действительности, противоположное стремлению основной массы дворянских поэтов XVIII века сглаживать противоречия, приукрашивать изображаемое. Отсюда понятна любовь Пушкина к «точности». «Точность» Пушкина заключается в стремлении к достижению полного соответствия художественного образа с изображаемой действительностью, поэтому пушкинские стихи так насыщены эпитетами, определяющими и уточняющими признаки явлений.

«Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины

И дремлющий валив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине»

и т. д.

В этом стихотворении все точно определено, все эмоционально окрашено.

У Пушкина нет штампов: изображение явлений и предметов всегда соответствует общему заданию произведения.

В стихотворении «Зимнее утро» дана картина сияющего зимнего утра:

«Под голубыми небесами

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены