Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес един чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит».
Здесь, в соответствии с общим эмоциональным строем произведения, снег, «блестя на солнце», лежит «великолепными коврами». Иной снег в стихотворении «К Овидию»:
«Ты живо впечатлел в моем воображеньи
Пустыню мрачную - поэта заточенье,
Туманный свод небес, обычные снега...»
Наконец, в «Бесах»:
«Невидимкою луна
Освещает снег летучий».
Здесь эпитет «летучий» усиливает общую картину зимней вьюги, окружившей сбившегося со следа путника.
Просты и точны также сравнения Пушкина. Они, как правило, конкретны и живописны. Таково сравнение судьбы лирического героя с «запоздалым листом», трепещущим «на ветке обнаженной»
(«Я пережил свои желанья»), или с печальным шумом волны, «плеснувшей в берег дальний» («Что в имени тебе моем»). Предметная конкретность характеризует и образы и отдельные художественные детали поэзии Пушкина. Так, в стихотворении «Наполеон» строки:
«Изгнанник помнил звук мечей
И льдистый ужас полуночи»
не абстрактная символика, свойственная декадентской поэзии. «Льдистый ужас полуночи» - это жестокая русская зима 1812 года, вызвавшая катастрофические потери французской армии во время наполеоновского похода.
В небольшой статье нельзя, конечно, осветить все многообразие пушкинской лирики.
Глубокое изучение творчества Пушкина раскроет молодежи все новые и новые источники красоты этого творчества, расширит кругозор молодежи, приблизит ее к величайшим сокровищам мирового искусства. Ведь Пушкин - не только национальный русский, но и мировой поэт, синтезировавший в своем творчестве высшие достижения человеческой культуры!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.