Лирика

Б Мейлах| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

До Пушкина ведущее место в русской поэзии занимала хвалебная и религиозно - дидактическая лирика. Художественное творчество строго ограничивалось требованиями придворного вкуса. В поэзию нельзя было вводить картины «грубой», «низкой природы». Иначе говоря, это было искусство антиреалистическое. Основным жанром считалась ода, которая писалась на различные «торжественные» случаи и даты. Поэты, не принадлежавший к высшей знати, не чувствовали под собой твердой почвы и находились под игом меценатства. Один из таких поэтов, В. Петров, мечтавший о счастье быть «карманным стихотворцем» государыни, говорил о своем покровителе - графе Потемкина: «Это был тот орел, на плечах коего сидя я пел, не боясь молний и громов, будучи уверен, что он меня не уронит...» Разумеется, такое «пение» было полно лишь лести и фальшивых восторгов.

Советская молодежь, выросшая в стране, где работникам культуры созданы все условия для свободного творчества, с трудом представляет себе, какую борьбу вел Пушкин за право на творчество, не зависимое от полицейского контроля самодержавия. Между тем, только зная это, можно понять смысл ряда пушкинских стихотворений, провозглашающих право художника на свободный, независимый труд («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Ответ анониму», «Из Пиндемонте»).

Враждебный светскому обществу характер пушкинской поэзии, бичевавшей ложь и несправедливость существовавшего строя, быстро восстановил правительство и высшую знать против поэта. Если до разгрома декабристов Пушкин был идейно связан с целой группой передовых людей своего времени, то после 1825 года он остался в социальном одиночестве. В «Ответе анониму» (И. А. Гульянову), написавшему в связи с предстоящей женитьбой Пушкина приветственное стихотворение, поэт с горечью говорит об этом одиночестве:

«... Благодарю тебя душою умиленной.

Вниманья слабого предмет уединенный,

К доброжелательству досель я не привык -

И странен мне его приветливый язык.

Смешон, участия кто требует у света!

Холодная толпа взирает на поэта,

Как на заезжего фигляра...»

Вот этому «свету», этой «холодной толпе», Пушкин и адресовал свои стихотворения, защищавшие независимость поэта от «черни тупой», которая не видела в его стихах «пользы».

«Подите прочь - какое дело

Поэту мирному до вас!»

отвечал он «клеветникам, рабам, глупцам», стремившимся заставить поэта писать по их заказу. А в стихотворении «Из Пиндемонте» Пушкин так мотивировал уход «поэта» от «толпы»:

«... Зависеть от властей, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить н угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...»

В одной из рукописей этого стихотворения вместо слов «Зависеть от властей» написано: «Зависеть от царя»...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены