Российский фестиваль показал азиатскую анимацию в полном объеме
В том, что азиатская культура входит в российскую, как нож в масло, вроде бы нет особых сомнений. Суши и манга, единоборства и саке. А еще вся программа третьего анимационного фестиваля Linoleum, который в конце 2008 года прошел в Москве, состояла из корейской, китайской и японской анимации.
Linoleum первым в России представил программу ведущих азиатских анимационных фестивалей — «Азиатского кино в Сан Диего», «Азиатского Молодежного фестиваля анимации и комиксов», а также работы корейской студии независимого кино Indiestory.
Российский фестиваль анимации открылся выставочным проектом Asian Loop под музыку известного японского VJ Moto (Мотомичи Накамура). Электронный звук Мотомичи легко комбинируется с анимационными видеоинсталляциями так, что каждое выступление музыканта можно назвать перформансом. Мотомичи представил проект «Красные глаза», где короткие ролики, выполненные в белом, красном и черном цветах символизируют человеческие страхи. Помимо того, в рамках Asian Loop показали:
«Изящный аккомпанемент», Донг Ли и Сонг Минг — анимированную версию оперы Пуччини «Тоска», где в главных ролях — симфонический оркестр и тенор Паваротти;
«Путь», Чинг Хуонг — традиционную китайскую живопись в виде анимационного фильма, с демонстрацией создания художественного произведения от начала до конца. Кстати, именно эта работа была отмечена жюри Международных фестивалей анимации в Аннеси, Мельбурне, Эдинбурге и многих других;
«Кай Уэи», Жао Юи — анимационный фильм по одноименной книге Лу Ксуна, который рассказывает о двух отшельниках, нашедших растение, дающее бессмертие. Здесь интересен не столько сюжет, сколько техника, при помощи которой он передан. Все изображения вырезаны из дерева, а их около 3 тысяч;
«Субстанции», Жинман Ким — необнадеживающую картину будущего, которую видит большая стрекоза с глазом вместо головы. В начале перед нами – природа, не тронутая человеческой цивилизацией, в конце — то, что способен сделать с природой человек;
«Фейтиан», Institute of Digital Media Technology (Shenzhen) Limited — анимационную зарисовку древнекитайской фрески, где запечатлены буддистские духи веселья и танца, парящие над землей на облаке.
В кинотеатре «35 мм» показали вторую часть программы фестиваля — японские короткометражки J-star.
Хироюки Накао в «Шоссе 77» повествует о жизни двух горе-байкеров, решивших побороться с представителями дорожной полиции и заправщиком, в арсенале которого — стреляющий зуб. Из всего этого получился развеселый экшн, с присущими ему атрибутами: стрельбой, погоней и счастливым финалом.
Таюта Микаге, «По ту строну железнодорожных путей», рассказывает историю маленького мальчика, потерявшего отца и в своем поиске зашедшего слишком далеко — на станцию «остановки времени», где обитают души мертвых. Картинки быстро сменяют друг друга, за счет чего в конце уже не понимаешь, где мир реальный, а где — загробный.
Студия le pivot, «Кирамеки: жизненный путь» — красочный музыкальный клип, рассказывающий о гусенице. Превратившись в ярко-красную бабочку, она вместе с птицами улетает, по всей видимости, на юг. Пожалуй, самый жизнеутверждающий мультфильм из всех, показанных на фестивале!
Шинтаро Кишимото, «Крутой парень» — утопический анимационный боевик, где приемы восточных единоборств выполняют насекомые, а «битва» происходит над ночным Токио.
Groovisions, Halfby — музыкальный анимационный клип. В начале перед нами – один человек, затем он «обрастает» толпой и теряется в общей массе, которая, пританцовывая, шествует по городу.
Хедлайнером фестиваля стал культовый японский анимационный режиссер Томоясу Мурата, получивший в 2002 г. гран-при Международного фестиваля анимации в Хиросиме. Этот факт не был бы столь примечательным, если не знать, что жюри хиросимского фестиваля очень редко награждает своих соотечественников, так что, Мурата — скорее исключение из общего правила. Впрочем, и работы художника всегда исключительны, так как совершенно не похожи на ту японскую анимацию, которую привык видеть наш зритель. Большинство творений художника — это кукольные короткометражки. На суд российского зрителя Мурата представил девять работ, из них особенно понравились две — «Дорожный цикл» и «Зимняя радуга».
«Дорожный цикл» включает в себя четыре серии, на протяжении которых мы следим за пианистом, отправляющимся в долгую дорогу по миру своих воспоминаний. На протяжении всего фильма слышны шорохи, звуки шагов, скрип колес старой повозки, на которой путешествует пианист, но все «живые» персонажи фильма немы, лишь иногда по шевелению губ становится понятно, что они ведут диалог. Тусклый визуальный ряд и монотонная смена кадров навевают меланхолию, но по-другому и быть не может, ведь перед нами предстает картина одиночества отдельно взятого человека.
«Зимняя радуга» описывает события, произошедшие в маленькой деревушке, где неожиданно появляются люди, состоящие из радуги. Они резко контрастируют с общим фоном деревни, и в этом мрачном месте становятся «белыми воронами». Работа создана под впечатлением от фильма «Танец радуги» режиссера Лена Лая, известного экспериментатора и создателя абстрактной анимации.
На самом деле, Linoleum–2008 — как те люди из радуги.
Азиатская анимация на российском фестивальном пространстве — белая ворона. «В Азии производится 1600 часов анимации в год. Возникает вопрос, почему мы этого не видим, где это? Все очень просто: это показывается в других местах, более цивилизованных, чем наш кинорынок» — заявляет Михаил Хохлов, pr-директор фестиваля.
Организаторы фестиваля утверждают, что не то что азиатскую — российскую анимацию у нас не понимают и не приветствуют. «Все московские кинотеатры заинтересованы только в получении прибыли от продажи билетов, содержание же их мало волнует. Независимые проекты государство не финансирует, поэтому на мультфильмах студии DreamWorks всегда будут аншлаги, а фестивали, подобные Linoleum’у, не соберут и ползала», — говорит Хохлов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Наталья Борисовна Долгорукая
«Одинокая опозоренная баба», получившая «Русский Букер»
Из сборника Э. Бутлер «Свиньи – всегда свиньи», 1927 г. Перевод с английского Е. Толкачева. Публикация Рафаэля Соколовского
Куртуазные маньеристы празднуют юбилей