Ленин в Польше

  • В закладки
  • Вставить в блог

(Страницы киносценария)

От авторов

Сценарий рассказывает о жизни Владимира Ильича Ленина в Кракове и Поронине накануне и в первые дни мировой войны 1914 года.

Нам кажется, что пришло время подойти к ленинской теме по-новому, более зрело, используя весь богатый опыт, накопленный советским киноискусством. Пришла пора, когда следует попытаться раскрыть глубокий и многообразный мир ленинской мысли: рассказать о движении ленинской мысли в один из поворотных моментов истории, о формировании тех или иных, ставших впоследствии основополагающими ленинских формул и определений.

Этому действию мысли соответствует и форма сценария, предлагаемая нами.

В сценарии — всего лишь несколько дней пребывания Ленина в Новотаргской (Неймарктской) тюрьме, куда он был заключен вскоре после объявления войны по нелепому обвинению в «шпионаже» в пользу царского правительства.

Весь сценарий от начала до конца строится как устный рассказ Владимира Ильича. Мы слышим голос его размышлений, воспоминаний — голос мысли, и видим на экране ряд сцен, иной раз непосредственно связанных с тем, о чем идет ленинский рассказ, а подчас соотносящихся с ним сложными ассоциативными путями.

Нам кажется, что этот ленинский монолог позволит неизмеримо шире, свободнее и глубже проникнуть в ход ленинских размышлений, надежд, мечтаний, в остроту его оценок людей, событий, политических, житейских и нравственных проблем.

Такой монолог-рассказ оправдывается еще и тем, что в момент, о котором идет речь в сценарии, Ильич заключен в четыре стены тюремной камеры. Он наедине с собой.

Ленин, скованный тюремными стенами в один из самых трагических часов истории.

Ленинская мысль в своем полете как бы раздвигает эти стены и находит то основное и самое важное, что определит стратегию пролетариата на многие годы вперед, определяет ее и в наши дни.

В основе всех событий сценария лежат подлинные факты, мы лишь позволили себе силой творческого обобщения придать им то образное толкование, которое должно сделать сценарий и фильм произведением искусства, а не иллюстративным пересказом известных исторических данных.

Плывут пейзажи старого Кракова.

Трясутся сзади дешевого фаэтона два старых, порыжевших чемодана.

Плетется лошаденка, подгоняемая извозчичьим бичом: «Вьё, вьё!»

В фаэтоне Ленин, пальто через руку, на голове шляпа-котелок; рядом Надежда Константиновна.

Извозчик едет по центру города.

ЛЕНИН. Мы перекочевали из Парижа в Краков, чтобы быть поближе к России. География великолепная — газеты из Питера приходили на третий день. Здесь дружно сошлись мы с польскими социал-демократами, конечно, с лучшими из них, с теми, кого окрестили тут «розламовцами», то есть раскольниками в переводе на ваш, российский язык. Мы толковали с ними о многом, но больше всего о борьбе поляков-рабочих в той части Польши, которая входила тогда в состав Российской империи. Я ведь всегда считал эту борьбу важной частью нашего общего революционного движения и стоял на том, что славным польским раскольникам надо следовать большевистским путем...

Трясутся два чемодана, бежит лошаденка — теперь это уже окраина Кракова, амбары, домики и сады...

ЛЕНИН. Устроились мы в Кракове на окраине, работу наладили быстро, польские наши друзья помогали во всем. Особенно преотлично наладили они переброску нужных нам писем и документов из России, что было по тем временам совсем нелегко...

...Краковский каток, освещенный гирляндами лампочек.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наш современник

К 400-летию со дня рождения Вильяма Шекспира