(Страницы киносценария)
Сценарий рассказывает о жизни Владимира Ильича Ленина в Кракове и Поронине накануне и в первые дни мировой войны 1914 года.
Нам кажется, что пришло время подойти к ленинской теме по-новому, более зрело, используя весь богатый опыт, накопленный советским киноискусством. Пришла пора, когда следует попытаться раскрыть глубокий и многообразный мир ленинской мысли: рассказать о движении ленинской мысли в один из поворотных моментов истории, о формировании тех или иных, ставших впоследствии основополагающими ленинских формул и определений.
Этому действию мысли соответствует и форма сценария, предлагаемая нами.
В сценарии — всего лишь несколько дней пребывания Ленина в Новотаргской (Неймарктской) тюрьме, куда он был заключен вскоре после объявления войны по нелепому обвинению в «шпионаже» в пользу царского правительства.
Весь сценарий от начала до конца строится как устный рассказ Владимира Ильича. Мы слышим голос его размышлений, воспоминаний — голос мысли, и видим на экране ряд сцен, иной раз непосредственно связанных с тем, о чем идет ленинский рассказ, а подчас соотносящихся с ним сложными ассоциативными путями.
Нам кажется, что этот ленинский монолог позволит неизмеримо шире, свободнее и глубже проникнуть в ход ленинских размышлений, надежд, мечтаний, в остроту его оценок людей, событий, политических, житейских и нравственных проблем.
Такой монолог-рассказ оправдывается еще и тем, что в момент, о котором идет речь в сценарии, Ильич заключен в четыре стены тюремной камеры. Он наедине с собой.
Ленин, скованный тюремными стенами в один из самых трагических часов истории.
Ленинская мысль в своем полете как бы раздвигает эти стены и находит то основное и самое важное, что определит стратегию пролетариата на многие годы вперед, определяет ее и в наши дни.
В основе всех событий сценария лежат подлинные факты, мы лишь позволили себе силой творческого обобщения придать им то образное толкование, которое должно сделать сценарий и фильм произведением искусства, а не иллюстративным пересказом известных исторических данных.
Плывут пейзажи старого Кракова.
Трясутся сзади дешевого фаэтона два старых, порыжевших чемодана.
Плетется лошаденка, подгоняемая извозчичьим бичом: «Вьё, вьё!»
В фаэтоне Ленин, пальто через руку, на голове шляпа-котелок; рядом Надежда Константиновна.
Извозчик едет по центру города.
ЛЕНИН. Мы перекочевали из Парижа в Краков, чтобы быть поближе к России. География великолепная — газеты из Питера приходили на третий день. Здесь дружно сошлись мы с польскими социал-демократами, конечно, с лучшими из них, с теми, кого окрестили тут «розламовцами», то есть раскольниками в переводе на ваш, российский язык. Мы толковали с ними о многом, но больше всего о борьбе поляков-рабочих в той части Польши, которая входила тогда в состав Российской империи. Я ведь всегда считал эту борьбу важной частью нашего общего революционного движения и стоял на том, что славным польским раскольникам надо следовать большевистским путем...
Трясутся два чемодана, бежит лошаденка — теперь это уже окраина Кракова, амбары, домики и сады...
ЛЕНИН. Устроились мы в Кракове на окраине, работу наладили быстро, польские наши друзья помогали во всем. Особенно преотлично наладили они переброску нужных нам писем и документов из России, что было по тем временам совсем нелегко...
...Краковский каток, освещенный гирляндами лампочек.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.