В конце сентября этого года в печати сообщалось о том, что морская экспедиция Арктического научно - исследовательского института Главсевморпути достигла на ледорезе «Федор Литке» 83 - го градуса 11 - й минуты северной широты. Таких высоких широт не достигало ни одно судно, находящееся в свободном плавании.
Читатели нашего журнала обратились в редакцию с просьбой рассказать об истории старейшего ледореза страны «Федор Литке». Научный сотрудник Главсевморпути В. В. Григорьев сообщил нашему корреспонденту:
Ледорез «Федор Литке» был приобретен царским правительством у Канады в начале первой мировой войны. Судно приписали тогда к Архангельскому порту. 1В октября 1914 года на ледорезе был поднят русский флаг. Вскоре корабль получил название «Канада».
На страницах судового журнала сохранились интересные записи о годах гражданской войны, об освобождении Северного края от интервентов и восстановлении там Советской власти.
«19 февраля 1920 года в Архангельске. В 1 час 10 минут дня стали раздаваться крики с берега: «Перестать работать!». Старая власть пала и бежит на ледокол «Козьма Минин». Послали на берег объявить рабочим и новой власти, что команда ледокола присоединяется к ним... Приступили к срочной установке орудий на баке».
А вот другая запись: «Согласно приказа Коморси от 15 мая с. г. за № 13 ледокол «Канада» переименовывается во вспомогательный крейсер 2 ранга с зачислением в список судов Беломорской флотилии. Вместе с тем кораблю присвоено новое имя - «III Интернационал».
В 1920 году ледорез совершил свое первое плавание в арктических водах. Он участвовал в спасении затертого в Карском море ледокольного парохода «Соловей Будимирович» («Малыгин»).
Летом, 1921 года ледорез был передан Белмортрану. В это время он получил название «Федор Литке» в честь знаменитого русского мореплавателя и гидрографа Федора Петровича Литке (1797 - 1882 годы).
С 1923 по 1925 год ледорез находился в Ленинграде. Летом 1925 года его перебросили на Черное море. А через четыре года «Федор Литке» перешел во Владивосток, откуда совершил плавание к острову Врангеля.
У находившихся в то время на острове зимовщиков кончалось продовольствие. Две попытки пробиться сквозь сплошные льды оказались неудачными. Тогда решили послать ледорез «Федор Литке», которым командовал К. А. Дублицкий. Благодаря мужеству и мастерству экипажа судна задание было выполнено.
В 1934 году ледорез «Федор Литке» совершил свое историческое плавание, пройдя за одну арктическую навигацию всю трассу Северного Морского пути с востока на запад - из Владивостока в Мурманск. Начальником экспедиции и капитаном судна был известный советский моряк Н. М. Николаев. руководителем научной части - видный полярный, исследователь. член - корреспондент Академии наук СССР профессор В. Ю. Визе.
«Федор Литке» до настоящего времени работает в Арктике на ледовой проводке транспортных судов. Корабль неоднократно участвовал в зверобойных кампаниях на Белом море.
Высокоширотный рейс ледореза в этом году проводился с научными целями под руководством капитана судна В. И. Поташникова и начальника экспедиции Л. Б. Балакшина.
Во время плавания были произведены обширные океанологические исследования, собраны ценные сведения о глубинах океана, температуре и солености воды.
Медведю также надоело, и он обиделся: нельзя же до бесчувствия! Он сел спиной к дереву и, отбиваясь от наседавших собак, разводит лапами и изредка рявкает, как бы говоря: «Вас много, а я один. К чему вся эта история?»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.