Искусство народа Индии

Дж Венкатачалам| опубликовано в номере №684, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Издревле Индия славилась своим кустарным промыслом, тончайшими шелковыми тканями и муслином, искусно выполненными изделиями из металла и слоновой кости, редкостным жемчугом и драгоценными камнями. Торговля этими товарами была сильно развита еще в I веке до нашей эры. По свидетельству римского историка Плиния, «...восточная роскошь истощала казну империи».

Алчное стремление западных государств захватить сказочные богатства Индии привело в «страну чудес» множество искателей приключений - сначала португальцев, затем датчан, голландцев, французов и англичан. Последние приехали в Индию как купцы, а обосновались здесь в качестве хозяев - колонизаторов почти на двести лет...

Порабощенная родина наша стала золотым дном для иностранцев. Они не только расхищали богатства страны, но и нанесли смертельный удар ее прославленным художественным ремеслам. Искуснейшие мастера Индии сделались жертвой безжалостного грабежа, который, в конце концов, лишил их средств к существованию. Иностранные дельцы начали ввозить сюда в массовом количестве копии изделий индийских кустарей, размноженные на станках. Они продавались по таким низким ценам, что конкурировать с ними не представлялось возможным. В тех же случаях, когда чужеземным торгашам подделка не удавалась, как это было, например, с даккаским муслином, они отрубали пальцы индийским ткачам, создававшим пряжу тоньше паутины и прозрачнее утренней росы на лепестке лотоса.

Зверскими мерами колонизаторы расправлялись с неугодными им ремеслами в нашей стране.

Так люди, которые создала храм Эллоры и Тадж - Махал, бессмертные фрески в пещерах Аджанты и скульптурные изображения Махабалипурама, на протяжении двух веков британского владычества по иронии судьбы были превращены в дровосеков и водоносов.

Теперь, когда наш народ завоевал независимость и над Индией взошла заря свободы, жизнь кустарей и ремесленников улучшилась.

Постепенно они обретают утраченное мастерство.

Возрождается наше древнее искусство, и в этом наглядно могли убедиться советские люди, побывавшие на выставке индийских кустарных изделий в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

... Вот знаменитая бенаресская парча, вытканная из золотых я серебряных нитей. А рядом другая, столь же великолепная ткань - химру. Затейливый узор, сплетенный из разноцветного шелка, способен привести в восхищение даже самого взыскательного ценителя искусства. В изготовлении парчи химру обычно участвуют целые семьи, стар и млад. Управляет примитивным ткацким станком большей частью глава семейства, а его сыновья и дочери с удивительной ловкостью манипулируют отдельными нитями, создавая из них сложный традиционный индийский рисунок. Эта работа требует необычайного терпения и напряженного до предела внимания.

Подолгу разглядывали посетители выставки шелковую ткань - амру, которой славится Южная Индия. Сари из такой ткани напоминает букет чудесных цветов с ярко - красными, желтыми и белыми лепестками. Это результат нелегкого труда опытного красильщика и ткача. Сначала каждой пряди шелковой нити придается соответствующий цвет и оттенок, а затем ее ткут с величайшей точностью и осторожностью. Малейшая неточность может испортить эту изящную ткань - будущий свадебный наряд юной индианки.

В каждом штате Индии шелка и хлопчатобумажные ткани отличаются своей расцветкой и выработкой. Сейчас в большой моде набивные шелковые сари, выделываемые в Бенгалии и Бомбее. Среди художников, придумывающих новые узоры для тканей, много талантливой молодежи. Из них наиболее известны Гопал Гхош, Бхиккубай Ачария, Сабхо Тагор.

Самые распространенные мотивы в индийском искусстве - лотос, лебедь и слон. Несмотря на то, что царем зверей принято считать льва, у нас, в Индии, первое и почетное место в животном мире занимает слон. Религиозные храмы и индийские правители всегда соперничали между собой в обладании лучшими представителями этих добродушных четвероногих. Без них не обходилась и не обходится ни одна торжественная процессия. Слоны широко используются также для переноски тяжелых грузов. Изображения слонов присутствуют во всевозможных вариантах в произведениях живописи, скульптуры, в кустарных изделиях.

Особенно развита резьба по слоновой кости в Майсуре, Дели, Траванкуре. Фигурки из раскрашенной слоновой кости очень распространены в штате Раджпутана. На выставке в Москве демонстрировалась богатая коллекция этих изделий.

Наряду со слоновой костью наши кустари широко применяют в качестве материала для своих работ различные металлы. Ведь известно, что металлургия в Индии появилась в очень давние времена. Стальная колонна, воздвигнутая более двух тысяч лет назад, все еще возвышается в Дели, непоржавевшая я непотускневшая. Мировой известностью пользуются художественные изделия из дерева я рога, из черных металлов и серебра, из лакированной я полированной бронзы, из олова я меди мастеров Танжера, Пенджаба, Кашмира, Бидара, Морадабада.

На выставке экспонировались филигранные работы из серебряных нитей, похожие на тончайшие старинные кружева, декоративные бронзовые блюда с мельчайшей инкрустацией из серебра и меди, изображения героев индийской мифологии, сделанные из металла и слоновой кости.

У индийских кустарей богатейший опыт, накопленный веками. Сидя на полу в своих скромных хижинах, они самыми примитивными инструментами создают драгоценные вещи.

Искусство народа служит основой всех искусств. Это ярко видно на примере двух великих стран - Индии и СССР. Экспонаты Загорского историко - художественного музея - заповедника, который мне довелось посетить, в частности замечательные кустарные изделия, помогли мне лучше понять трудолюбие я талант русского народа. Я думаю, что точно так же я тот, кто посетил нашу выставку, до некоторой степени почувствовал душу индийского народа, ближе соприкоснулся с его многовековой культурой.

Перевод Л. Морошкина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поэт, трибун, борец

К столетию со дня смерти Адама Мицкевича