Издательство ВЦСПС, один из инициаторов призыва рабочих ударников в литературу, выпустило за последний месяц в свет книжки, написанные комсомольцами-ударниками. С десяток книг набирается и готовится к печати. Это пока все. Сотни и тысячи молодых рабочих, сотни и тысячи будущих писателей-производственников, сотни и тысячи комсомольцев, осуществивших в своей повседневной деятельности поворот союза к хозяйственному фронту, - еще не взялись за перо, еще не сделали печатное слово орудием борьбы за промфинплан, орудием социалистического обмена опытом.
«Свежую закваску» Вишневского или «По следам лучших» Пантиелевой нельзя рассматривать самостоятельно, как очередные произведения, выброшенные на книжный рынок, вне учета условий их появления и их целеустремленности. Они - начало массового литературного движения комсомола, и в этом основное их значение.
Между этими книжками много общего. «Сюжеты» их почти совпадают: прорыв, ударная работа молодежи, жаркие «бои» со стариками, всяческие подвохи со стороны лодырей, рвачей и оппортунистов, ликвидация отставания и перевыполнение программы... Но било бы ошибкой, если бы за внешней схожестью этих книжек мы проглядели существенное различие между ними. Описывается одна и та же по существу среда, одни и те же «дела и дни» комсомольских ячеек на производстве. Но если материал у авторов одинаков, то в уменье раскрывать его, в умении находить в нем все «связи и опосредствования», в умении обнаруживать существо описываемых процессов - они во многом расходятся.
Книжка В. Родного, рабочего Южской прядильной фабрики, «Комсомольская ударная» - бесхитростный (несмотря на некоторые литературные «украшения») рассказ о молодежной бригаде ватерного отдела, награжденной орденом Ленина.
Автор начинает с 1929 года. На фабрике прорыв, понижение производительности труда, резкое падение труддисциплины. 37% рабочих получили замечания. 100 замечаний пало на молодежь. По количественным и качественным показателям фабрика стояла на одиннадцатом месте.
В это гиблое для всей фабрики время, когда казалось, что нет выхода из тупика и прорыва, как светлые птицы в первые дни весны, прилетели в цеха, к станкам и комплектам новые слова:
- Реконструкция...
- Социалистическое соревнование...
- Ударничество...
Молодежь приняла весенних гостей по-весеннему....1 марта 1929 года 48 человек, 96 горячих рук, приступили к ударной работе.
Организация бригады вызвала сперва яростное сопротивление старых работниц, привыкших к дедовским темпам работы.
Но в первый же месяц молодежная бригада выработала на 3% больше всего ватерного отдела.
Тогда комсомольцы-ударники созвали митинг, «митинг дружбы» с работницами. Разговоров о том, что «и без соревнования проживем», на митинге было достаточно. Но вызов молодежной бригады был работницами принят.
Шаг за шагом следит В. Родной за ростом бригады. Порой он ограничивается при этом простым, иногда даже почти протокольным перечнем фактов и цифр. Порой он приводит речи ударников о достижениях бригады, не показывая, однако, того сложного и трудного пути, который эти бригадники прошли. Это, разумеется, недостатки, о которых автору необходимо открыто сказать. Но из-за этих недостатков не следует забывать о положительном значении книжки В. Родного, правдиво и просто описавшего героическую борьбу комсомольцев ударников Южской фабрики.
Вторая книжка, выпущенная издательством ВЦСПС, - «Свежая закваска», написана рабочим Красноярской обувной фабрики «Спартак», комсомольцем Б. Вишневским. Вишневский в построении своей вещи почти в точности повторяет В. Родного. В первых главах «молодая закваска старое тесто поднимает, а тесто-то не дается»; затем - переломный момент: неправильный подсчет бухгалтерией результатов работы ударников и разоблачение «чертовых шуток» оппортунистов и бюрократов; и, наконец, победа спартаковцев, ликвидация прорыва. Но книжка Вишневского целостное, компактнее; автор лучше, глубже вскрывает внутреннюю связь между различными формами коммунистического труда.
Прошла неделя упорной борьбы на трудовом фронте... Половина цеха соревнованием добилась перевыполнения норм.
Но тут затормозили заклепщики. Ребята никак не могли справиться с выработкой, а из-за них начался простой последующих процессов: накладки подошв, винтовых.
Бригада затяжчиков, не долго думая, взяла околоточников на буксир. Околоточники, не понимая сущности буксира, ругались на чем свет стоит:
- Что вы за нами ухаживаете? Младенцы мы, что ли?!
Дело дошло чуть не до рукопашной... Затяжчики доказали, что обиды здесь не должно быть, что они по-настоящему хотят помочь ликвидировать узкое место в цехе. Когда же они, окончив свою работу, стали приходить в околоточное отделение помогать ребятам на деле, околоточники поняли и оценили отважную работу товарищей. Поняли, подтянулись и вскоре сами взяли на буксир другие отстающие группы рабочих!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.