Наиболее интересная в литературном отношении книжка - «По следам лучших» - принадлежит перу девятнадцатилетней комсомолки Д. Пантиелевой, токаря завода «Красный пролетарий».
Пантиелева тщательно изучает тот человеческий материал, с которым заводу приходится иметь дело.
Вот токарь инструментальной Ваня Колядов, который «и наш, и не наш». Он прекрасный производственник, о нем и в газетах пишут. Но в то же время Колядов далек от общественности, хочет «чтоб дома уют был от жены», отдает весь свой досуг музыке. «Искусство, братцы, ревнивее жены. Оно требует, чтоб ему всецело отдавались».
Вот мастер Бровкин:
Около 30 лет работает здесь старик. Еще и теперь от него веет стариной. Любит прикрикнуть, поругать, да так здорово, что деваться некуда. Но знает дело, умный. Зато никогда не подойдет, как Сережа или Алеша, помочь показать, как работать. Эти - свои мастера - молодняк. Их как-то по фамилии трудно назвать. Вот пьяница Петро, упрямо твердящий:
- Да чего зря цифрить нам? Мы, небось, сами знаем, против силы не попрешь. А то сгонят отсюда всех в крематорий.
Пантиелева не забывает никого: ни инженера, у которого «темпобоязнь», ни уборщицы Люции.
Это помогает ей борьбу ударников за промфинплан показать во всей ее сложности и конкретности.
Сущность ударничества не в голом мускульном нажиме, а в том, чтобы «во всякой работе» оказать свою помощь, проявить свою инициативу, свой почин.
Для того, чтобы удовлетворить требования, предъявляемые к инструментальной, требуется целый ряд мероприятий, нужно перестроить всю систему заводской жизни.
Кажется, нет ни одного вопроса, касающегося сегодняшнего дня производства, который не нашел бы освещения у Пантиелевой, ведущей нас «по следам лучших». Здесь и подготовка новых кадров, и прикрепление рабочих к определенным станкам, и равнение при нормировке на производительность труда ударника (последнее - мельком).
Выше мы писали о том, что в литературном отношении книжка Пантиелевой представляет наибольший интерес. Мы имеем здесь в виду не сравнения, метафоры и т. п. словесные побрякушки (по этой части у неопытного автора иногда не все благополучно). Мы говорим о другом - об умении Пантиелевой выбирать наиболее типичные, общие для ряда предприятий явления и давать их в конкретной, образной форме.
... «Одна ласточка весны не делает» - гласит народная мудрость. Неверно! Мудрость эта явно устарела. Пословица эта возникла в прежние времена, когда не знали еще о наших темпах. У нас весна приходит вслед за первыми же ласточками.
Вслед за Вишневским, Родным, Пантиелевой десятки, сотни, тысячи молодых рабочих-ударников поделятся опытом своей борьбы; покажут всему рабочему классу образцы коммунистического отношения молодежи к труду; докажут, что комсомольцы с гордостью носят почетное звание «молодых хозяев страны».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.