Квартал востока

Н Северяк| опубликовано в номере №106, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

В прошлом - улица крови.

ИСКИ Шахар Самарканда. Автобусная остановка на Регистане, где в солнце голубыми блестками в лазури вышивок отражаются минареты мадрассе: Улуг - Бека, Шир - Дор и Тилли - Кари.

История их спрятана в каменной глуби веков, когда по прихоти ханов на крови и костях рабов выросли эти гиганты, в узорчатых рисунках, с арабскими изречениями в стихах на минаретах.

Мадрассе - высшие духовные училища, и каждое мадрассе носит имя хана - строителя. В мадрассе много худжар со сводчатыми потолками и узкими решетчатыми прорезями для света. В этих склепах посвятившие себя Аллаху десятками лет изучали Коран. Входили сюда детьми, выходили с седой бородой.

Эти добровольные божьи каторжане, одержимые религиозным фанатизмом, по выходе из мадрассе шли учить народ. Все ученье держалось на букве Корана. Отсюда их презренье, ненависть ко всем, кто по - иному мыслит и верует. В десяти минутах ходьбы от мадрассе - махалля тех, кто эту нетерпимость «правоверных» испытал кровяными рубцами на спине и веревкой на шее.

Пройдите в обжорный ряд, что за Регистаном, где на громадных сковородах жарятся целые бараньи туши, или на тюбетеечный базар, где стены в ярких шелковых вышивках - и спросите:

- Как пройти в квартал Востока?

Если ваш встречный - старый узбек, его лицо сожмется, как печеное яблоко, а сам он, будто не понимая вопроса, отрицательно качнет белоснежной чалмой.

Если же вы переспросите:

- Где еврейская слобода? вас скорее поймут и махнут рукой по улицам, где тянутся мастерские - лавочки средневековья, чайхана и разные харчевни - закусочные.

Против развалин соборной мечети Биби - Ханым тянутся такие же, как весь старый город Самарканда, щелевидные, с высокими глиняными дувалами улицы. Но, внимательно приглядевшись, можно узнать квартал Востока.

На улицах обилие черноволосых черноглазых детишек. Вместо чалм на проходящих мимо вас - черные барашковые шапки. На некоторых вместо халатов надеты наглухо застегнутые черные «сюртуки», а на женщинах платья, больше похожие на длинные рубашки. И историческая принадлежность еврейских слободок всего мира - старики с пейсами.

Здесь в еврейской слободке, названной теперь «кварталом Востока», живут невозможно скученно 13 тыс. бухарских евреев, опутанных всеми религиозно - бытовыми предрассудками старины. История их, как и вся история Востока, в легендах.

«... После, изгнания евреев из испанских городов, в то время, когда там свирепствовала инквизиция, еврея переплыли Средиземное море и. через Египет, Аравию, Персию и Афганистан пришли в Туркестан».

По другой версии:

«Десять колен Вениамина были уведены в плен в Ашур, страну Хабор...»

Толкователи - книжники объясняют, что «страна Хабор» есть Бухара. Но вернее всего, и это подтверждается историческими данными, евреи пришли в Бухару из Палестины во время могущества ханов, когда этот край начал быстро развиваться и занял первое место в мировой культуре и торговле.

В мировой литературе есть много описаний гетто в городах средневековой Европы. В этих отгороженных стенами еврейских кварталах протекала жизнь, полная лишений, страдания и горести. В тесных «собачьих» конурах квартала рождались, жили и умирали. За стеной квартала еврея ожидали только насмешки, оскорбления и побои. Не даром в римском гетто была «улица слез». Но в азиатском гетто их вое можно было назвать «улицами крови».

Законы ханов

Следы ханских расправ с евреями сохранились в таких, напр., отрывках из законодательств того времени:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Игра в любовь

Продолжение