В поисках Атлантиды

С Шамбинага| опубликовано в номере №106, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

ПЕРЕДАННЫЙ глубокой древностью рассказ об исчезнувшей Атлантиде теперь уже не считается сказкой. Европейская наука в настоящее время живо интересуется вопросом о ее местонахождении. Могущественная, богатая, высоко цивилизованная страна, по дошедшим преданиям, поражала современников. Восстановить ее историю - значит найти следы культуры, хотя исчезнувшей, но оказавшей огромное влияние на культуру земного шара. И следы эти очевидны. Новейшие археологические расколки в разных частях Европы, Африки и Америки поражают необыкновенной оригинальностью находок. Оказывается, что древнейшие обитатели Франции - баски, Италии - этруски, Канарских островов - гуанчи, Мексики - толтеки, полуострова Юкатана - майи, обитатели Перу обладали некогда высокой материальной культурой. Современный немецкий путешественник Лео Фробениус, исследовавший западное побережье Африки от устья Сенегала до устья Нигера, нашел там удивительные изделия из бронзы, статуи, сооружения. Все они сокрыты девственным лесом так же, как и чудесные дворцы Юкатана. Богатое и сказочное прошлое этого африканского берега побудило Фробеннуса даже назвать его Атлантидой и считать если не центром ее, то, во всяком случае, ее колонией.

Рассказ Платона

Первые сведения об исчезнувшей земле идут из сочинения древне - греческого мудреца Платона «Тимей». В нем передан рассказ греческого государственного деятеля Солона со слов одного египетского жреца. И рассказ этот столь интересен, что, как говорит автор, если бы Солон занимался поэзией, его обработка стала бы знаменитее поэм Гомера.

«Море Атлантов», повествуется в «Тимее», было судоходно, потому что перед его устьем, называемым греками Столбами Геркулеса, находился остров больше Ливии и Азии (Малой), взятых вместе. От него для мореходов открывался доступ к другим островам, а от них к противолежащему материку. В рассказе пояснено: «настоящее», значит, внешнее море, по ту сторону устья, я по сю - море Атлантов представлялось бухтой. На этом острове Атлантиды сложилась великая и мощная держава, власть которой простиралась на окружающие острова, на Ливию до Египта и на Европу до Тир рении. Атлантида собиралась покорить и Грецию, но та отстояла свободу. Неожиданно в один день и бедственную ночь весь остров исчез, погрузившись в море. Последнее стало там несудоходным: плаванию препятствует не проходимый ил, местами отвердевший, который оставил по себе катастрофически погибший остров. В другом сочинении «Критий» Платон дал подробное описание внутреннего состояния страны.

Многое в этих повествованиях, конечно, легендарно. Поэтому для многих они и казались вымыслом, придуманным Платоном для изображения идеального государства. Однако, подробности часто бывали настолько реальны, что за чистую сказку их принять не представлялось возможным. Главное же - поражали вышеуказанные остатки культуры, откопанные в местах, находившихся по Платону в круге воздействия Атлантиды. Влияние погрузившегося в океанскую лучину острова сказалось на таких отдаленных странах, что до сих пор ставятся перед наукой неразрешимые задачи. К ним принадлежит загадочное сходство материальных культур Центральной Америки и Египта.

Поиски исчезнувшей страны

Немудрено поэтому, что на протяжении многих столетий пытливый ум человеческий пытался определить местонахождение Атлантиды. Искали ее чуть не во всех частях света, называли Кавказ, Палестину, Цейлон. Указание Платона на Столбы Геркулеса, ныне Гибралтар, приковывало внимание всего более к Атлантическому океану. Поэтому - всего долее держалось предположение, что остатками потонувшего большого острова могли быть остров Мадейра и архипелаги Канарских и Азорских островов. Особенно убеждали своеобразная флора и фауна Канарских островов и оригинальность их жителей - гуанчей.

Однако и это предположение должно было уступить место ряду других. В 1905 - 1911 годах раскопки, произведенные немецким ученым Шультеном в юго-западной Испании, выдвинули новую гипотезу. Столицу Атлантиды стали указывать в устье реки Гвадалквивира, где в древности находился город по-гречески Тартес, по библии - Таршиш. Последняя называет его прекрасным чудо - городом. Его нахождение неподалеку от Столбов Геркулеса, пышный торговый расцвет в свое время, топографические подробности, богатство металлами соседней цепи гор - Сьерры - Морены, казались для защитников этого мнения, вполне совпадающими с показаниями Платона.

Догадка Борхарда

Гораздо оригинальней подошел к задаче Борхардт, напечатавший свою работу в конце 1927 года. Исследуя караванные пути Ливийское пустыни, он обратил внимание на огромную и оригинальную страну Ат - тала, находящуюся между большими соляными озерами, лежащими к западу от залива Гадеса (Малый Сирт) на северном побережья Африки и массивом Гоггара (или Ахалгара) в центральной Сахаре. В древности она звалась Такапе. За -

падкую границу этой страны образует долина (вади) реки Игаргара. Теперь река почти исчезла и течет под землею. Истоки ее находятся в горной стране Ахаггар на высоте двух километров. К ней ведет много притоков, исчезающих в песках. У теперешнего города Туггурта она соединяется с Вади - Мия, такой же почти безводною рекою. Соединившись, они впадают в одну из цепей северных соляных озер (Шотт Мельрир). Предания говорят, что еще не очень давно обе реки были многоводными и годными для плавания. В Туггурте нашли весьма древней формы деревянный корабль. Видно, что система рек была очень важной водяной артерией.

Всего интереснее северная часть страны, лежащей у подошвы Большого Атласа, крупнейшей горной цепи Северной Африки. Среди многочисленных потоков этой части надо отметить Вади - Джеди, огибающую подошву Атласа с запада на восток и образующую большую заливе - образную страну. Она впадает в Шотт - Мельрир. Шотт - Мельрир, бывший когда - то огромным соленым озером, ныне разделен на множество отдельных озер, наполненных не столько водою, сколько солено - песчаной смесью, образующей топкую грязь. Они собственно и называются «шоттами». Вся цепь озер - ниже уровня Средиземного моря, от которого на берегу Малого Сирта отделяется песчаной перемычкой.

Кругом шоттов очень плодоносная страна со множеством источников, которые чем глубже, тем пресное. Нетрудно видеть, что вся впадина шоттов в очень недавнее геологическое время была морским заливом. Какая - то катастрофа отрезала его от Средиземного моря, и залив был обречен на усыхание.

Шоттель Гамейма (соленое озеро источника) речной долиной Вадиель Мелар (соляная река) соединяется с морем. На шотте лежит теперь трудно досягаемый остров, на котором живут тени Гам - мама - Сыновья Теплого Источника. По - берберски это название будет звучать «Ат - тала». Поэтому в Шоттель Гамейма и в его ближайшем соседе Шотте Джерисд Борхардт усматривает платоновское «море Атлантов - Ат - талов». Оно как раз находится «по сю сторону» Столбов Геркулеса и похоже на бухту. Катастрофа (по-видимому, землетрясение) отделила ее от моря, и она стала непроходимой топью.

В дальнейшем Борхардт приводит много наблюдений, совпадающих с повествованием Платона.

Главный город Атлантиды, по Платону, лежал не у самого моря, а на расстоянии 50 стадий (стадия - около 184 метров). На том же расстоянии находится теперь Шотт Джерид, где помещается остров - предполагаемый Борхардтом остаток древней столицы. На нем бьют и поныне два ключа - холодный и теплый, о которых рассказывал Колону египетский жрец. Подверженная землетрясениям страна в момент катастрофы могла вы - двинуть у залива Малый Сирт перемычку, отрезавшую внутреннее море и превратившую ее в ряд ныне непроходимых шоттов. Горы, окружающие их, до сих пор богаты рудами благородных металлов, которыми столь славилась Атлантида. Богатая и цветущая, подобно нынешней северной части Туггурта, она, как сказано, владела Африкой до Египта и Европой до Тиррении (или Этрурия).

На раскопках в Туггурте очень настаивает Борхардт, глубоко убежденный, что они дадут поразительные находки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Игра в любовь

Продолжение