Квартал востока

Н Северяк| опубликовано в номере №106, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

«... В черте города еврею не разрешается ездить в коляске или арбе... В знак отличия от мусульман, евреи обязаны нашивать на одежду кусок старой материи.

Они обязаны, как и прокаженные, жить в особом квартале...

... Ханский сборщик при взимании податей обязан ударить еврея по лицу... Еврейские дома и лавки, в которых красили шелк, должны быть отмечены черными флажками, чтобы правоверный мусульманин по ошибке не призвал на такой дом благословения Аллаха, а нищий не обратился бы с просьбой о милостыне...

... Еврей может ехать верхом на лошади только на вьючном седле, так как благородное животное - лошадь не может нести на своей спине презренного джугута иначе, как груз.

При встрече с мусульманами еврей должен сходить с лошади...

... Еврей не может носить чалмы, а подпоясываться он должен веревкой, чтобы любой мусульманин, в случае надобности, сняв с него веревку, мог наказать еврея, а если он своим поступком того «заслуживает», и повесить на первом дереве...» В уцелевших исторических документа» есть запись о том, как за продажу вина мусульманам были казнены десять евреев, том числе беременная женщина.

После завоевания края русскими, евреи попали под двойной пресс. Царские сатрапы всяческими способами выжимали деньги из ее реев. Кроме того, евреев держали под вечным страхом выселения и требовали доказательства, «что он не верблюд», а еврей, проживающий в Туркестане с давних времен.

Улицы мастерских.

На улицах квартала сотни, даже можно сказать тысячи мастерских, так как в каждом доме мастерская. 4 тысячи кустарей: жестяников, кузнецов, красильщиков, тюбетеечников, портных, сапожников, пекарей - и так без конца - наполняют еврейский гетто Самарканда. Я заходил в мастерские ранним утром, поз дням вечером, вернее ночью, и там всегда стукали молотки, какие то машинки и горели горны в кузницах. Скорее и легче можно учесть минуты сна, нежели шестнадцатичасовой рабочий день.

Рассказывают, что у еврейской бедноты было сильное желание организоваться в артели, однако при «горячем» участии Райпромсоюза дело провалилось.

Несколько артелей организовал комсомол.

- Но все они при смерти, - так говорил мне комсомолец, один из руководителей пятисот комсомольцев квартала.

Мы с ним обошли несколько артелей - и везде бесконечные жалобы на тот же Райпромсоюз.

Камбагул у Мег-бе

- Ты хочешь посмотреть наше святое место Мег - бе, где купаются после менструации женщины? - опросил меня мой спутник, комсомолец Исхабаев.

И вот мы с ним долго лавируем в узеньких переулочках, тупиках и, наконец, останавливаемся перед запертой калиткой.

Тихо, по - женски, стучим. Женщина, отворившая калитку, подозрительно нас осматривает, но все - таки впускает. Дворик, как все дворики, тесный и весь, как птичье гнездо, слеплен из глины. Исхабаев перебросился с женщиной несколькими словами, и через секунду она пришла с ключами. Отперла маленькую дверку. Пахнуло сыростью, плесенью. В сводчатой низенькой комнате, вернее - гроте или катакомбе, у стен - лавочки, а на полу настланы соломенные маты. Дальше такие же катакомбы наполнены водой. В хаузе (бассейне) в грязной зеленой воде стоит чугунная печка.

- Вот и святое место, - говорит Исхабаев. - Сюда приходят после менструации и купаются ежедневно 20 - 25 женщин. Отсюда, - Исхабаев останавливается, морщась и делая гримасу брезгливости, - болезни, особенно ревматические, так как вода холодная, а главное - зараза.

И он рассказал мне о тех методах, средствах и приемах лечения, к которым прибегает еврейская беднота. Многому, что я услышал, несмотря на мое полное доверие к Исхабаеву, я не мог поверить, до тех пор, пока не прочитал сам письменный доклад, сделанный в САГУ специалистом, изучавшим народную медицину бухарских евреев. Вот рецепты:

«... Болезни - это вселение в человека злых духов. Изгнать злого духа можно посредством шума и звуков бубна. Старухи окружают больного и бьют в бубен.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены