Квартал востока

Н Северяк| опубликовано в номере №106, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Если человек упал и ушибся, то нужно на этом месте в угоду богу зажечь фитиль в масле.

От болезни глаз нужно пустить в него несколько капель крови от зарезанного голубя или перепелки, или посыпать в глаз толченого фарфора.

... Если болит ухо, то положи голову на колени женщине, имеющей грудного ребенка - девочку, и она должна выжать молоко из груди в ухо, пока оно не наполнится.

... Больного телкой (свинкой) положить на порог дома и, проводя ножом по горлу, произносить заклинания и молитвы.... От бесплодия пробежать сем раз под верблюдом туда и обратно.... От желтухи взять арбузную корку, собрать мочу больного и на следующее утро дать ему выпить.

... От той же болезни желтухи дать больному съесть кусок хлеба, в который вложить десяток вшей (без ведома больного). После приема больной должен поправиться или умереть...»

И тысячи так лечили и лопаться и... умирают.

Все эти великие мудрости поддерживаются дуаханами и не осуждаются раввинами, которые показывают фокусы лучше. Исхабаев, мой спутник, не любит раввинов. Когда мы шли по улицам, он после тягостного молчания, заметил:

- К этим сволочным священным местам присосался камбагал. Ты не удивляйся этому имени - так называется у нас общество помощи бедным. Название хорошее, цель еще лучше, а тут все - таки фокус, начальству очки втерли.

Комсомолец остановился и схватил меня за плечо.

- Кто организовал? - громко выкрикивая, говорит Исхабаев, и сам отвечает: - Раввин Аллиев и богач Колонтаров, жуль с хорошим жуликом. В Мег - бе за купание по рублю, за читку сейфер - торы в синагоге - тоже рубли, за шакет гони монету...

Разговаривая, мы подошли к открытой на улицу каморке. На полу, на рваных отрепьях ковра лежал больной старик.

- Вот попечение камбагала: они дают ему 75 коп. в неделю; в общем тратят на всех больных и бедных около 100 - 150 руб., а зарабатывают 700 - 800, руб., разница остается под видом жалованья и других вознаграждений у организаторов.

«Наш танк»

Вечером я снова бродил в темных улицах еврейского квартала. Из улицы в переулок, из переулка в тупичок, оттуда обратно и так без конца. Неожиданно из улицы послышался отдаленный бой детского барабана. Пошел на звуки. Через минуту натолкнулся на ворота, над которыми качался фонарь, освещавший вывеску. Потом не один вечер я провел здесь. Это оказался комсомольский клуб - «Наш танк» (как назвал его один из комсомольцев), откуда идут стрельба и наступление на старый быт квартала. Раньше все женщины - еврейки носили чачван и паранджу, также как и узбечки, а теперь ходят открытыми. Из трехсот членов клуба - больше сотни женщин.

Клуб - гнездо комсомола, большая половина его членов - комсомольцы. Да и вообще застрельщики нового - комсомольцы, так как партячейка по кварталу насчитывает всего 30 человек, а комсомольцев больше полутысячи.

История и жизнь клуба - путь горести и печали. Он родился в 1920 году, без средств и жил первое время без членов. В 1924 году сгорел и через год, в 1925 году, снова родился и жил до 1927 г. без обслуживающего штата. На читальню, на библиотеку отпускается 100 рублей в год. Просили окрполитпросвет для организации радио дать 350 рублей - отказали. Есть инструменты, но нужно починить - опять отказ, и так без конца.

- Дышать нечем - говорили о библиотеке, где все полки заняты книгами Шиллера - Михайлова, Боборыкина, Потапенко, Мельникова - Печерского.

- А нам днем и ночью учиться надо, - говорил в клубе учитель, рассказывая о школах в квартале. Раньше, до революции было старо - методных школ 10, во время нэпа доходило до 30, а советских до нэпа 8, а теперь 2; всего учится 375 человек, а детишек школьного возраста 3 тысячи; нет учебников, в школе теснота.

Учитель остановился, махнул рукой и продолжал:

- Для нас не секрет, что снова начал подпольную работу хедер, а ведь там учителя не знают начальных правил арифметики и по - старому долбят священное писание.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены