– Кубат был бы сейчас академиком, – сказал он задумчиво, ни к кому не обращаясь, будто в комнате не было ни меня, ни бабушки. – Или министром. Такого талантливого человека я никогда не встречал. Такого доброго и веселого – тоже.... – Он продолжал тихим голосом, глядя прямо перед собой: – Все его любили. И судьба всегда баловала... Словно неземная сила оберегала его. Четыре года, почти с первых дней войны, в пехоте – и ни одной царапинки. А лез он всегда в самое пекло. И я, дурак, наверно, поверил в его удачу... Ох, Анийпаш!..
Барпы сжал огромные ладони в кулак, и мне показалось, что руки у него начинают дрожать. Я смотрел на кузнеца, раскрыв рот. «Сейчас начнет рассказывать про войну», – подумал я и устроился поудобнее. А Барпы сидел молча, опустив голову, и не поднимал взгляда от земли.
Неожиданно он вздрогнул и резко встал, опираясь о стену руками. Схватил с подоконника свою старую шляпу, повернулся и направился к двери, не говоря ни слова. Его деревянная нога, казалось, пробьет пол, так она сильно стучала. Выходя, он ударился плечом о дверную раму.
Я сидел испуганный и ничего не мог понять.
– Что с ним случилось? – спросил я бабушку. – Почему он так? Бабушка стояла у окна и смотрела на улицу.
– Они служили вместе, – тихо ответила она. – Барпы был у Кубата командиром роты. Какое-то задание надо было выполнить. Все знали, что с него живым не вернуться. И Барпы послал Кубата...
Я подошел к окну. Кузнец был уже далеко. Он шел прямо посередине улицы, широко отмахивая деревянной ногой и яростно всаживая в землю самодельную палку-трость.
Возле кузницы стоит старый ЧТЗ. Колеса у него железные, со спицами, как у телеги. Зубья колес торчат в разные стороны. Трактор весь покрыт бурой ржавчиной, от мотора почти ничего не осталось. Ветер тоскливо свистит, обдувая его со всех сторон.
– Почему он тут стоит? – спросил я однажды у Барпы.
– Никому не нужен, – ответил я. – И стоит.
– Мы с мальчишками укатим его на металлолом? – вопросительно посмотрел я на кузнеца.
– Нет, – ответил кузнец.
Я пошел к трактору и попробовал толкнуть его. Трактор, приросший зубьями к земле, даже не шевельнулся.
Потом мы сели обедать. Барпы, допив свой айран, показал рукой в сторону ЧТЗ.
– Это трактор моего сына, – сказал он. – Трактор Сапара. Он был первым трактористом в нашем колхозе. Погиб в сорок четвертом. В Чехословакии. – Старик замолчал. Встав, начал ходить взад-вперед по кузне. Взял зачем-то с наковальни молоток. Про меня он, по-моему, забыл. – Не послушался, – продолжал он глухо. – Приписал себе два года, пошел добровольцем. И вот отец вернулся, сын погиб. Мать умерла, меня не дождалась, – Барпы ударил молотком по наковальне. Вдруг он заметил меня, сидящего с недопитой кружкой айрана в руке, и, словно удивившись, почему я в кузне, уставился на меня. Странный у него был взгляд.
– Иди домой, сегодня мало работы, – сказал он.
Я тихо выскользнул в дверь и, обойдя угольный сарайчик, прильнул к маленькому окошку. Барпы ходил по кузнице, что-то говоря сам себе. Неожиданно он остановился у наковальни и, размахнувшись, запустил молоток в кучу железа. Раздался грохот. Барпы, обхватив голову руками, опустился на табурет прямо напротив окошка и долго сидел не двигаясь.
Когда он поднял голову, мне показалось, что в его глазах блестят слезы.
Но я не уверен. Может, это и не так. Я не могу представить себе Барпы плачущим.
Уже осень. Я работаю в кузнице Барпы почти полгода. За лето я вырос из всех своих брюк и пиджаков. Бабушка шутит, что скоро мне будет мал даже отцовский костюм.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Анатолий Алексин, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской, участник I Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»
Михаил Алексеев, лауреат Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького, главный редактор журнала «Москва», участник II Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»