Примечательны следующие два факта.
Очень многие печатающиеся молодые авторы, в том числе выпустившие две, даже три книги, продолжают работать в области своей основной профессии, своего изначального труда, то есть не спешат особенно профессионализироваться как литераторы.
И второй факт. Основные профессии молодых писателей чрезвычайно разнообразны. Это означает необыкновенно широкое распространение интереса к литературе в народе и рост всеобщей культуры. Писатели идут в литературу из среды ученых и колхозников, из инженеров, педагогов и военных.
Вот, например, очень показательный факт, свидетельствующий об этом.
Издательство города Кирова выпустило навстречу нашему совещанию небольшую книгу, подготовленную газетой «Комсомольское племя». Она называется «Молодость», и в ней напечатаны стихи начинающих поэтов, объединенных газетой, печатавшей их произведения.
Кто эти поэты!
Я назову их по профессиям, к которым они принадлежат, в которых практически продолжают трудиться, в то же время с большим подъемом и страстью увлекаясь искусством стиха. Вот эти поэты – лесоруб, студент, библиотекарь, рабочий, инженер, юрист.
Книжка любовно выпущена, и она доступна каждому делегату, так как издательство прислало нам достаточное количество экземпляров. Во многих местах могли бы последовать этому хорошему примеру города Кирова и попытаться издать такие же книжки. Получилось ведь очень интересно!..
Передача опыта – вот под каким знаком будет проходить совещание. Это будет принцип, на котором строится вся жизнь нашей социалистической страны. Мы знаем о новаторах науки, новаторах производства, и всем известно, что люди примера должны быть руководящими наставниками. Люди знаний и мастерства призваны стимулировать рост культуры, эстетического развития, помогать воспитанию строителей коммунизма.
Итак, совещание будет проходить под знаком передачи опыта, будет посвящено писательскому труду. Скажу два слова о специфической стороне этого труда. Обратите ваше внимание на деятельность, вероятно, хорошо вам знакомую, такую, которую вряд ли можно знать исчерпывающе, – это деятельность Алексея Максимовича Горького, его работа с советскими писателями, тогда еще не столь многочисленными, как теперь. Но писатели эти теперь уже стали так называемым «старшим поколением».
Как раз труд, идея труда были главным в деятельности Горького, в его общении с молодыми. Он не уставал нацеливать наши взоры, наше внимание на это самое важное начало, существующее в природе человека. Объединение людей в единство на основе общности труда – это было его ведущей идеей всей жизни.
Хорошо было бы, если бы наша молодежь познакомилась с его работой над рукописью, посмотрела бы пристальнее на самую технику, на мастерство труда, так хорошо отраженное рукописями Горького.
Хорошо поучиться и на примерах работы над рукописью Льва Толстого. Когда в них вчитываешься, видишь титанические усилия, потребовавшиеся от этого гения для того, чтобы создать наследие, которым гордится весь мир, которое прославлено человечеством.
Очень поучительно было бы такое сравнение. Мы знаем Ленина как ученого, как вождя пролетариата. Знаем его как политика. Знаем его и как писателя, но знаем не так основательно, как следовало бы.
Обратите внимание на рукописи Ленина. Он был прирожденным писателем, он обладал страстью писателя, без которой нельзя было бы нам так хорошо понимать его книги, ибо без страсти они не доходили бы столь непосредственно до чувств и мыслей человека. Его рукописи учат тому, как надо работать над книгами.
Хочу обратить внимание молодых писателей на серию книг, тоже, конечно, широко известную. Она называется «Жизнь замечательных людей». Издает ее комсомольское, юношеское издательство «Молодая гвардия». Сейчас немало вышло новых книг серии, раньше не появлявшихся.
Я недавно взял книгу о Бальзаке, принадлежащую перу замечательного писателя – Стефана Цвейга. Едва ли он думал, что пишет для молодых писателей, но эта книга как будто родилась сама собой для юношества. Там есть страницы, очень выразительно рассказывающие о том, как работал Бальзак. Прочтите эти страницы; прочтите эту книгу, прочитайте те книги, где говорится о труде, об условиях, в которых трудились писатели, об усилиях, которые требуются при наличии таланта и вдохновения, при наличии способностей, даже обещающих быть гениальными. Труд писателя требует этих почти нечеловеческих усилий. Зато и вознаграждается он так, что мы можем радоваться затратам энергии, жертвам и мукам писателя.
Возможность поучиться, использовать наследие прошлого, традиции в национальных литературах очень велики. Я не говорю только о русской литературе: мы ее сравнительно хорошо знаем. Но возьмите литературу Средней Азии, возьмите такого советского писателя, как Айни. Прочитайте историю его жизни, им самим написанную. Там поразительно сочеталось все лучшее, что есть в наследии азиатских литератур вообще, литератур Средней Азии в частности, с тем опытом и тем вдохновением, которые Айни уже получил в конце своей жизни, когда Советская власть открыла перед ним ворота, о которых он только мечтал в юности и которые потом удивительно изобразил в советской части своего рассказа.
Такие образцы, как жизнь этого человека, внесшего все лучшее в свои труды, что народом его и народами, близкими ему, было создано, внесшего струю современности, бьющуюся в его книге, как будто он был нашим ровесником, – такие образцы очень поучительны.
Нет разрыва в истории культуры, науки и искусства!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.