НИ В ОДНОЙ стране нет столько возможностей учебы для рабоче-крестьянской молодежи, как в стране советов. Рабфак - это неотъемлемое детище рабоче-крестьянского государства. Рабфак - это изумительная организация, рожденная Октябрем. Под знаменами коммунистической партии и ленинского комсомола строится рабфак. Рабфаковец и комсомолец - синонимы.
Вот почему самостоятельные ручейки белогвардейской злобы текут по направлению к рабфакам и рабфаковцам.
Каков быт рабфаковцев? Белое воинство готово сообщить:
Рабфаковцы - комсомольцы имеют обыкновение убивать друг друга.
В Москве студент рабфака - комсомолец, оставшись ночевать у своего знакомого рабфаковца, ночью убил его и его жену, захватив у убитого 19 фун. чаю; продал этот чай на рынке, заработав 3 червонца. Таковы нравы красной молодежи.
(«Руль» от 7/XII - 1923 г.).
Таковы нравы красной молодежи! Совсем как в оперетке: темпераментный рабфаковец из первого МГУ крадет чай фирмы Высоцкий и К0 - и при этом, очевидно, скрывается за границу.
Таков быт студентов от станка и сохи.
Ну, а какая учеба? Как она протекает?
Оказывается на самую-то учебу уходит очень мало времени, - и вот почему.
Характерным для методов, применяемых большевиками в политической борьбе, является участие т. и. рабфаковцев, то есть слушателей рабочих факультетов, членов коммунистической молодежи, в массовых арестах и облавах, производимых большевиками.
В виду того, что аресты охватывают иногда целую часть города, силы VIIV оказываются недостаточными и для помощи ей мобилизуются рабфаковцы, у которых на это уходит больше времени, чем на учебу.
(«Руль» № 170).
Где-ж тут до учебы?
Ночью - облавы, аресты. А чуть покажется бледная полоска рассвета, берись за огнестрельные расстрелы мирных жителей.
А к полдню приготовься к пыткам и допросам, и вся эта канитель, в общей своей сумме, занимает почти целые сутки.
А вооруженные восстания в районе Москвы! Сколько тратится дней в неделю на все эти кажущиеся мелочи!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
1905 год в деревне