«А вот еще один случай: шарят всюду рабфаковцы; стоит кроватка с больной девочкой; отец просит: «Товарищи, не разбудите ребенка. Девочка давно больна и боится врачей. Увидев вас, она подумает, что вы врачи и начнет долго кричать. А это ей вредно...»
«Да, - задумчиво сказал рабфаковец-врач, - но если бы она узнала, кто мы такие, пожалуй, испугалась бы еще больше... Не так ли, гражданин?».
(«Дни» № 498). Раньше пугали детей словом «сорт».
- Вот не поешь кашки, - придет чорт и слопает тебя...
Теперь столько слов тратить не приходится. Прокричи на ухо сознательному грудному младенцу:
- Рабфаковец! и все будет достигнуто.
Но, все же, отмечая наличие довольно солидной учебы в среде молодого коммунистического поколения, наши враги кликушествуют на тему о том, что на «граните университетской науки», оно, это поколение, сломает себе зубы.
«Большинство рабочей молодежи в университете влачит жалкое существование лисицы, для которой виноград зелен. Советская власть прилагает все старания, чтобы их «поднять», для них изменен характер преподавания, введено множество семинариев, особых кружков и т. д. В технических высших учебных заведениях это не помогает. Там требуется хорошая подготовка по высшей математике, физике, химии. В семинариях и кружках эту подготовку не получишь. Они, безусловно, введены в невыгодную сделку: более половины их, если не больше, не добьется ничего. Это будут вырванные из рабочего класса, деклассированные недоучки, озлобленные на более счастливых «буржуев» и больше ничего. Эти на «граните университетской науки» сломают себе зубы, будут людьми глубоко несчастными и вредными в общественном смысле.
(«За свободу» № 317).
Будьте уверены, господа ученые!
Уже имеются кадры красных спецов, прошедшие рабфаки и технические Вузы. Эти кадры, действительно, глубоко «вредны» для ваших идей, для ваших сумасбродных помыслов.
Комсомолец на учебе не ломал и не обломает себе зубы. Он их отточит и отшлифует для теоретических боев, для практического строительства, для многих славных дел.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
С мандатом «Смены» вокруг света
1905 год в деревне