В БУРЖУАЗНЫХ странах часто наука остается «чистой»: она не только не приходит на помощь практике, но пытается уйти от сутолоки жизни и замкнуться в научных кельях. Не то с наукой в пролетарском государстве - здесь ее все стараются поставить на службу трудовой жизни, и не даром во время празднования 200-летия Всесоюзной Академии Наук, русские ученые гордились тем, что они честно служат практическим запросам государства рабочих и крестьян. Блестящим примером этой смычки между наукой и практикой, наукой и крестьянской нуждой является работа И. В. Мичурина, как бы, вновь рожденная Советской властью.
Мичурин работает не со вчерашнего дня. В октябре 1925 гона исполнится 50 лет его научной и практической работы в сельском хозяйстве. Значит, работал он и при царском режиме. Но в этот период времени, несмотря на огромные достижения свои, Мичурин и его огромная лаборатория-сад едва прозябали. Только Советская власть дала возможность расширить дело и работу Мичурина так, как они этого заслуживали.
Что же сделал Мичурин для крестьянства, и что сделала для Мичурина Соввласть?
После 20-летних опытов по улучшению огородных и плодовых растений, Мичурин первый, тридцать лет назад, открыл, что единственным способом поднятия нашего сельского хозяйства является введение новых, улучшенных сортов растений путем образования помесей между нашими местными растениями и растениями южного или иностранного происхождения. Но Мичурин не только сделал это открытие, он еще и нашел способ, как сделать и размножить такие помеси и, притом, способами, доступными всякому внимательному и аккуратному сельскому хозяину. В настоящее время им введено более 100 новых, улучшенных сортов плодово-ягодных, декоративных и огородных растений, которые раньше не могли расти в климате средней и северной части СССР. Многие из этих новых сортов (мичуринские яблоки, груши, вишни, сливы, ягоды) по своей доходности превышают старые сорта больше, чем в 10 раз, а по своим качествам - лучше заграничных сортов. Все открытия Мичурина теперь подтверждены западноевропейской и американской наукой.
Почему же царская и помещичья власть так мало Мичуриным интересовалась. Дело просто: садоводство и огородничество было делом не столько помещичьим, сколько крестьянским. Трудоемкое садоводство и огородничество русская буржуазия охотно уступала малоземельному крестьянству, а сама предпочитала снимать сливки с огромных угодий, занятых зерновыми хлебами. Каким садоводством (разве лишь из прихоти) мог, например, интересоваться Орлов-Давыдов при своих 1.700 000 десятинах земель, дававших и при плохих урожаях миллионные походы. Между тем, огородничество и отчасти садоводство составляло важный подсобный промысел для крестьянства, который часто спасал его от нужды и голова даже при малоземелье. Всякое улучшение в этом деле остро интересовало крестьянина и совершенно проходило мимо внимания помещика. Оттого-то царская власть смотрела на труды Мичурина только как на вредную забаву. Оттого-то Советская власть смотрит на них, как на дело первостепенной важности. Оттого-то Мичурин не мог получить от царской власти грошей на свои опыты, оттого Советская власть отпускает на них тысячи, и на всесоюзной выставке 1923 года она наградила Мичурина высшей наградой.
Живет и работает Мичурин близ г. Козлова Тамбовской губернии. В этот незаметный на географической карте городок теперь происходят иногда целые- паломничества от голландских цветоводов, французских садоводов, американских фермеров и плантаторов. И, если они не только не прекращаются, но если теперь по стопам Мичурина начинает идти сельскохозяйственная Франция, у которой садоводству и огородничеству еще недавно учился весь мир, то только потому, что рабоче-крестьянская власть протянула руку помощи Мичурину и подняла его на ту высоту, на которой он теперь стоит. Новейшие Мичуринские труды, открывающие трудовому крестьянству новые источники благосостояния и довольства, а всему СССР - твердую базу для обновления главной статьи всего его хозяйства - сельского хозяйства - есть детище Советской власти, и ко дню ее торжества об этом надо сказать твердо и ясно. Привет Мичурину, его друзьям и помощникам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.