Кудесники в кимоно

  • В закладки
  • Вставить в блог

...Ноги, легко пружиня, ткут на деревянном полу невидимый узор. В непрестанном движении и руки – будто зависают в воздухе сплетенные ими замысловатые кружева. Их зыбкий рисунок, что ни миг, меняется, перетекает в иную плоскость – то округло и плавно, то резко и остро. Одна кисть мягко планирует книзу, другая упруго вспархивает вверх. И вдруг – вулканический взрыв движений. Ошеломляющий и завораживающий. Не все успевает схватить глаз, мозг – осознать. Такое на фотопленке – мазком.

Мощный толчок – тело ввинчивается в воздух, корпус – летящий снаряд, нога в глубоком и стремительном выпаде. Звуковым фоном – короткий яростный вскрик.

Атака!

Хлесткий щелчок бича – удар ступней в грудь. Его слышит весь зал. Контролируемый контакт в корпус. Это разрешено.

И все кончено. Соперник повержен. Тотчас команда рефери:

– Ямэ!

Каратисты занимают исходную позицию. Рефери артистически выбрасывает руку вверх:

– Иппон!

Сережа Шаповалов, чуть сутулясь, как уставший от серьезной работы человек, шлепает босиком к скамейке участников. Ребята обнимают его, тормошат, ерошат волосы... Еще одна, теперь уже последняя, чистая победа. Он первый в истории советского каратэ чемпион Москвы в весе до 70 килограммов. Но это не все. Он пока не знает, что спустя час-полтора журналисты назовут его, двадцатитрехлетнего спортсмена, в недавнем прошлом акробата, самым техничным участником первенства. Достижение тем более поражает, что Сережа увлекся каратэ всего три с половиной года назад. А ведь чтобы достичь – нет, не вершин – просто хорошего уровня, требуется срок вдвое больший!

Тут в пору спросить с пристрастием: что ж это за чудеса такие?

Представьте, чудо есть. Чудо таланта!

Такого же редкого, как талант изобретателя, врача, музыканта. Но еще больше в феномене Шаповалова – а говорят уже именно так – труда. Каждодневного, многочасового, самозабвенного. И творческого – сколько приемов придумал он!

Впрочем, трудолюбие – то самое качество, которое Алексей Штурмин, директор Центральной школы каратэ, сам редкий мастер, воспитывает во всех своих учениках. И, может быть, прежде прочих. Да ведь и верно: лишь его, трудолюбия, благодатная почва помогает зернам таланта идти в пышный рост.

Много ль удивительного после этого пояснения в том, что ученики Штурмина на первом личном чемпионате столицы, состоявшемся в Лужниках, «прибрали к рукам» все «золото» да и львиную долю «серебра» и «бронзы» (фигурально, конечно, ибо первые медали были сделаны рижским скульптором Янисом Струпулисом из другого металла). Учитель может со спокойным сердцем оценить десятилетний труд свой. А ему, между прочим, учителю-то, 32 года! И нельзя не числить в его активе кандидатскую, защищенную в 23 года, и нынешнюю работу в исследовательском институте, которую он не оставляет, хотя делом жизни считает создание отечественной школы каратэ...

А учениками своими ему и в самом деле не грех гордиться. И не потому лишь, что вышли «в люди» – стали первыми официальными чемпионами. Даровитые подобрались ребята. Один Александр Рукавишников чего стоит – скульптор, лауреат премии Ленинского комсомола! Да и другие хоть куда – инженеры, учителя, врачи, художники, студенты, мастеровые – золотые руки... Красивый все народ) А у Владимира Томилова, Виталия Пака, Виктора Кузнецова, Александра Иншакова, того же Сергея Шаповалова есть уже свои ученики. Потянулась цепочка... А Тадеуш Касьянов, самый первый ученик Штурмина, теперь у него правая рука и верный товарищ во всех многотрудных и бесчисленных делах пионеров каратэ...

Итак, новый для нашей страны вид спорта, рожденный при активной поддержке комсомола, отправился в долгий и, будем надеяться, победный путь.

Для Всесоюзных соревнований журнал «Смена» учредил специальный приз – «За самую красивую победу».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены