РЕШЕНИЕМ БЮРО ЦК ВЛКСМ ЗА ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО, ПРОЯВЛЕННЫЕ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ, В КНИГУ ПОЧЕТА ЦК ВЛКСМ ЗАНЕСЕНЫ ГЕРОИ КОМАРИЧСКОГО ПОДПОЛЬЯ.
...Утром 8 ноября 1943 года их вывели на площадь. Там уже стояла виселица. Они гили к ней с высоко поднятыми головами, избитые, полураздетые, непокоренные. Они шли гордо и прямо, как идут в последнюю решительную атаку. Их было восемь, чьи имена спустя 37 лет выбьют на граните монумента: Незымаев Павел, Арсенов Степан, Драгунов Степан, Егоров Семен, Фандюшенко Павел, Никишин Константин, Стефановский Иван, Семенцов Михаил – ядро Комаричской подпольной молодеокной организации, ее штаб. Но остались сотни других борцов, и они продолжили дело павших. Уже спустя месяц объединенный отряд народных мстителей, членами которого были те восемь, совершил дерзкий налет на железнодорожную станцию, уничтожил более 200 вражеских солдат и офицеров, освободил из гитлеровских застенков 70 советских граждан. Это был акт возмездия за смерть товарищей, потом были и другие. Борьба продолжалась.
Но начинали ее те восемь. Спустя десятилетия писатель Георгий Осипов по крупицам восстановил героическую биографию Комаричского подполья. Первый разысканный им в архивах ЦК ВЛКСМ документ был донесением помощника помполита по комсомолу Центрального штаба партизанского движения А. В. Торицина, переданным в Москву из брянских лесов. В донесении сообщалось об отважном подпольщике Павле Незымаеве, создавшем в Комаричах хорошо законспирированную молодежную организацию. Начался поиск живых членов подполья, архивов, свидетелей. Постепенно воссоздавалась летопись подвига патриотов.
Бывший комсомольский вожак Смоленского мединститута, кандидат в члены партии Павел Незымаев был главным врачом райбольницы. Ему удалось под носом оккупантов превратить больницу в своеобразный партизанский госпиталь, где под видом поселян лечились раненые партизаны, советские офицеры и солдаты, выходившие из окружения. Встав на ноги, они вливались в ряды народных мстителей. С каждым днем подполье разрасталось, налеты на гарнизоны врага становились все более дерзкими. Они сражались и верили в близкую победу. Но были преданы, преданы накануне боевой операции, в результате которой партизаны должны были освободить Комаричи от гитлеровцев.
Перед казнью Незымаев написал на стене камеры смертников: «Родина-мать, жизнь кладем за тебя! Цвети, родная наша!» Умирая, они мечтали об этом. И так есть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.