Красота человека

Борис Егоров| опубликовано в номере №717, апрель 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

В буржуазном обществе «культурность», «воспитанность» чаще всего бывают той ширмой, за которой скрывается и лицемерие и невежество. Мы, советские люди, вкладываем в эти слова другие понятия. Мы говорим, что в человеке должно сочетаться богатое духовное содержание с хорошим внешним выражением. Одно без другого существовать не должно. Социализм - это такой строй, где человек развивается гармонически, всесторонне. Он должен быть красив во всех отношениях.

А Виктор Л. восклицает: «Я человек простой, рабочий, светские условности мне ни к чему». Простите, но это напоминает ныне уже почти забытое выражение расейских мещан: «Мы народ русский, простой, лаптем щи хлебаем», - выражение, в котором столько же глупого самодовольства, сколько и клеветы на свой народ. Русским людям всегда было присуще высокое благородство, духовное богатство, и если они до революции в огромной массе не были приобщены к культуре, то в этом повинен существовавший тогда общественный строй. Сорок лет назад рабочие и крестьяне ликвидировали этот строй, и перед миллионами людей труда открылся путь к такому культурному расцвету, какого не знала ни одна страна.

К сожалению, с такими взглядами, как у Виктора Л., мы встречаемся еще в некоторых литературных произведениях, в кинофильмах. Я имею в виду, например, «Весну на Заречной улице». Герой этого фильма Саша Савченко подчеркнуто груб, нагловат. Вспомним хотя бы, как бесцеремонно залезает он в кабину грузовика, в которой сидит молодая учительница Татьяна Сергеевна. Эксцентричное поведение этого парня так оскорбило девушку, что она хотела было выпрыгнуть из кабины, но тот ее просто не выпустил. Подобным образом он ведет себя на протяжении всего фильма. Я вовсе не хочу сказать, что людей с таким «характером» нельзя показывать на экране. Надо. Но зачем же создавать им славу милых, хороших парней? К чему оправдывать их поступки? Вы, мол, не обращайте внимания на некоторые внешние грубые проявления: он вообще человек хороший, он передовик производства. А разве для того, чтобы понравиться девушке, вызвать уважение окружающих, достаточно иметь только высокий процент выполнения нормы?

Плохо, когда в фильмах встречаются такие «положительные» парни, и еще хуже, когда юноши, сидящие в зале кинотеатра, берут с них пример.

Виктор Л. много читает, он скоро заканчивает техникум и хочет поступить в институт на заочное отделение. Это видно из его письма. Он успешно усваивает разные науки и обижается, что Лида назвала его малокультурным человеком. Мы не встречались с Виктором лично и поэтому не знаем, права ли в своем упреке Лида. Фактов, приведенных в письме, недостаточно, чтобы судить об этом. Но известно, что образованность и культурность не одно и то же. Иной человек и школу окончил и институт, а что он культурный - сказать нельзя.

... На скамейке в электричке сидела девушка. Рядом с ней было два свободных места. В вагон вошли трое юношей. Двое торопливо опустились рядом с девушкой. Третий, оглядев вагон и убедившись, что мест поблизости нет, решил действовать методом уплотнения. Он «нажал» на двух сидящих приятелей, так что девушка оказалась буквально приплюснутой к стенке.

Юноши начали оглашать вагон громким, здоровым смехом, потом так же громко пели вразнобой какие - то песенки. Далеко не всем приятны были их смех и пение: одним просто хотелось отдохнуть, другим - спокойно почитать, третьим - побеседовать с соседом. Но молодые пассажиры о них не думали.

Кто же были эти юноши? Студенты, причем выпускники. Об этом нетрудно было догадаться, судя по их разговорам. Можно ли сказать, что это люди культурные, даже в том случае, если у них по всем предметам пятерки? Тут двух мнений быть не может.

Видимо, они тоже считают, что «светские условности им ни к чему». Кстати, об «условностях». Не стоит говорить о них пренебрежительно: «светские». Не стоит отдавать их дворянам. Правда, большинство из них пришло к нам из прошлого. Но не все же то плохо, что создано не нами. Владимир Ильич говорил, что мы должны унаследовать все лучшее, что было до нас в культуре буржуазной.

«Условности», нормы поведения, или, как их еще называют, правила «хорошего тона», основаны, прежде всего, на уважении, на внимательности человека к другим людям, на скромности. Почему, например, при входе старшего или женщины надо встать и не садиться до тех пор, пока он или она не сядет? Из уважения к старшему, к человеку, который является одним из твоих воспитателей, который сделал на земле больше тебя; из уважения к женщине. И место надо старичку освободить не из жалости и сострадания, а тоже из уважения. Когда вы знакомите двух людей, то называете сначала фамилию младшего. Не седовласого профессора представляют студенту, а наоборот. И все по той же причине.

Многие правила и без объяснений понятны. Хорошо ли делает гость, если ему предлагают какое - то блюдо, а он говорит: «Я этого не люблю» или: «Это мне вредно»? Красиво ли поступает тот, кто пользуется за столом зубочисткой? Правильно ли, когда человек говорит с собеседниками только о себе? Нужно ли одобрять поведение человека, который здоровается с другими, не вынимая папиросы изо рта?

На одном комсомольском вечере, где шел разговор о «хорошем тоне», возник целый спор по поводу рукопожатий. Началось с того, что кто - то сказал:

- Если человек вошел в нашу столовую во время обеда и увидел знакомых, он сейчас же тянет всем руку. Я думаю, это нехорошо.

Другие стали оспаривать такое мнение: а разве хорошо не поздороваться с товарищами?

Третьи поддержали первого: ведь можно и просто поклониться в знак приветствия. Зачем отрывать людей от еды, заставлять их вставать или тянуться через стол? Это же неудобно.

Третьи, конечно, были правы.

Недавно на страницах газеты «Советская культура» читатели подняли вопрос о том, чтобы были рассмотрены и изданы правила «хорошего тона». Верное предложение: надо издать. Но ограничиваться этим нельзя. Необходима большая воспитательная работа.

В конце прошлого года Министерство торговли УССР издало «Правила поведения продавца». В них много хороших и верных пунктов: «При подходе покупателя, не дожидаясь от него вопроса, вежливо спросите: «Какой товар вас интересует? Что желаете посмотреть? Не могу ли я помочь вам в выборе?..» Коротко объясните качество, свойство и цену товара. Не показывайте его молча, без объяснений...» и т. п.

Покупатели обрадовались, узнав про эту книжку: теперь в любой магазин просто приятно будет пойти. Но, отправившись в Симферопольский центральный универмаг, многие были огорчены. В отделе «Сукна, шерсть» они встретили прием далеко не вежливый. И «Крымская правда» вынуждена была выступить со специальным разъяснением брошюры Министерства торговли.

Мы привели этот пример для того, чтобы подчеркнуть, что «хороший тон» требуется не только на вечерах и балах, как ошибочно думают некоторые, но и на работе и в быту - словом, на каждом шагу. И между прочим, внимательным, вежливым быть нетрудно. Еще Сервантес говорил: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены