Красота человека

Борис Егоров| опубликовано в номере №717, апрель 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

У человека культурного, воспитанного всегда есть сдерживающее начало. В основе его поведения лежит чувство меры: что мне можно и что нельзя. И это чувство проявляется как в обращении с людьми, так и во внешнем виде, в одежде.

Виктор Л. считает, видимо, что одежда - тоже «условность». Главное, мол, что ты много читаешь, учишься, повышаешь производственную квалификацию. Верно, это главное. Но еще Пушкин писал:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

А у нас в комсомольских организациях зачастую смотрят на девушку, которая следит за своей внешностью, как на несерьезного человека. Всякая ли такая девушка заслуживает иронических взглядов? Конечно, если она подражает «стилягам», то ее вкусы заслуживают осуждения. И здесь мы подходим к очень важному вопросу. А почему «стиль» в одежде получил определенное распространение? Почему «стилягам» удалось оказать свое влияние на некоторую часть молодежи? Не потому ли, что они вторглись в сферу, которой комсомольцы мало интересовались или не интересовались совсем? Девушке или юноше хочется хорошо одеться, деньги есть. Но что купить, как сшить? В иных комсомольских организациях говорят в основном о взносах, кружках, нагрузках - там не до этого. И девушка идет к тем, кто «в курсе мод». В результате появляется еще один человек, одетый пестро, как попугай. А «хороший тон» в одежде всегда был против вычурности, утрировки - всего, что режет глаз.

Как одеваться молодежи? Это не только вопрос воспитания вкуса, но, я бы сказал, и экономический вопрос. На вечере в Центральном Доме работников искусств одна девушка прислала в президиум записку: «На то, чтобы хорошо одеваться, мне не хватает средств». Когда поговорили с ней, выяснилось: девушка мечтает о панбархатном платье, о лисе, завидует своей подруге, которая приобрела эти вещи. Ей, конечно, объяснили, что со вкусом одеваться - это не значит одеваться очень богато. Сейчас в моде как раз платья не из дорогих материалов, так что на панбархат, который выглядит уже банально, и разоряться не стоит. И лиса тоже не нужна. Дали ей совет, что купить, как сшить. Она осталась довольна: оказывается, есть у нее средства, чтобы хорошо одеться!

Итак, мы говорили о том, что в человеке должны сочетаться богатое духовное содержание и хорошее внешнее выражение. Мы говорили о нормах поведения, об одежде. Но остался незатронутым еще один большой вопрос, который мы специально выделяем. О нем нельзя не вспомнить, если речь идет о культуре человека.

У Горького есть рассказ «Красавица», который редко включается в сборники и почему - то даже не включен в последнее, тридцатитомное собрание сочинений.

... На палубе парохода жарким летним днем стоят люди. Все смотрят в сторону одной женщины. Чем же она обратила на себя внимание? Женщина очень красива. Люди в очаровании наблюдают за каждым ее движением.

Один юноша, пораженный красотой женщины, шепнул своему соседу:

- Заговорите с нею!... Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. Тогда она, эта женщина... будет вдвойне красива.

Но женщина заговорила сама:

- Вот так тепло седни!... Взопрела я...

И все очарование сразу исчезло, красота пропала...

Правда, ведь очень жизненный рассказ? Написан он более шестидесяти лет назад, а злободневности своей не потерял. Встречаются такие «красавицы» до сих пор, и нередко. Они не говорят «взопрела», но, тем не менее, некоторые их слова и выражения заставляют иного слушателя поморщиться. Причем коверканье речи порой даже принимается за особый шик. Горьковская героиня была просто безграмотна, теперешние «красавицы» образованные, окончили школу, но впечатление они оставляют одинаковое.

К сожалению, культуре речи уделяют мало внимания в наших школах. Люди, окончившие десятилетку, часто не умеют правильно построить фразу, неверно ставят в словах ударения, в их речи встречаются слова - сорняки, штампы.

Русские отделения филологических факультетов выпускают преподавателей, обязанность которых - учить молодежь правильному, хорошему литературному языку. Но в учебных программах даже нет такого предмета, в котором главное внимание уделялось бы культуре речи. Была стилистика. Она хоть что - то давала, хоть немного приучала человека следить за тем, как он пишет, как говорит, но часов отводилось для нее мало, а потом и вовсе этот предмет ликвидировали. И выходит, что иной человек оканчивает, к примеру, МГУ. Он хорошо знает, когда было падение редуцированных, какую роль сыграл в истории языка юс - большой, что такое ассимилятивно - диссимилятивное аканье, но хорошо и красиво говорить не умеет и людей этому научить не может.

М. И. Калинин писал: «Понятие о культуре очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли». Разговор о воспитании культурного во всех отношениях молодого советского человека - большой, серьезный разговор. В этой беседе, разумеется, мы не могли коснуться всех сторон этого вопроса. Кое - что из сказанного, возможно, покажется некоторым читателям спорным. Пусть читатели продолжат разговор, пусть выскажут свое мнение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены