В редакцию пришло письмо. По причинам, которые читателям станут понятными из его содержания, автор подписался сокращенно: Виктор Л. Он пишет:
«Недавно я познакомился с девушкой. Лида - так зовут ее - очень понравилась мне. Мы стали часто встречаться. Вечерами, после работы, ходили на каток, в кино или просто бродили по улицам. Все было хорошо до тех пор, пока я вместе с ней не стал появляться на вечерах среди ее знакомых или в театре. Лида начала все чаще и чаще делать мне замечания, которых раньше не делала: то я слишком широко повязал галстук, то неправильно поздоровался с женщиной (первым протянул руку), то закурил без разрешения хозяев и т. п. Я сказал ей, - может быть, чересчур резко, - что я человек простой, рабочий и эти светские условности мне ни к чему. Она рассердилась и стала еще придирчивей. А однажды заявила: «Мне стыдно за тебя перед людьми. Ты просто малокультурный человек». Меня это очень задело. Имела ли Лида право так сказать? Не она ли удивлялась раньше: «Когда ты успеваешь и работать, и учиться, и столько читать?!»
До этого спора я щадил ее самолюбие. А тут сказал: «Ты считаешь себя культурной, а, кроме журнала мод, ничем не интересуешься».
Больше мы не встречаемся.
Я не стал бы писать это письмо, если бы некоторые друзья, которым я рассказал о происшедшем, не заметили мне: «Все же ты неправ». Неужели права Лида?»
Если отвечать Виктору коротко, можно сказать только одно: оба неправы, оба виноваты. Но вопрос, затронутый в письме, очень злободневный, серьезный. В последнее время такие вопросы часто обсуждаются в институтах, в школах. Недавно студенты МГУ провели, например, вечер «О вкусах и вкусиках». В Центральном Доме работников искусств комсомольцы горячо участвовали в «Разговоре о «хорошем тоне». Молодые рабочие Сталинского района Москвы дискутировали на тему «О культуре внутренней и внешней».
Все острее встают проблемы морали и этики советского молодого человека, проблемы воспитания. Это вполне естественно. Растет благосостояние нашего народа, растет его культурный уровень, поэтому возникают новые запросы, новые требования. Мы имеем многомиллионную армию студентов и учащихся, решаем задачу перехода на всеобщее десятилетнее образование. У нас построены тысячи театров, клубов, библиотек, музеев, музыкальных школ, художественных студий, дворцов культуры. Из года в год увеличиваются тиражи книг, газет, журналов. В самые отдаленные города и деревни пришло радио. Работает уже много телевизионных станций. Но открыть новые клубы и поставить в комнаты телевизоры - этого еще мало. Нужно, чтобы человек умел пользоваться благами культуры, чтобы он впитывал ее в себя, стремился овладеть богатством знаний. В этом каждому юноше, каждой девушке, конечно, должна помочь комсомольская организация. Недавно состоявшийся пленум ЦК ВЛКСМ, посвященный вопросам улучшения идейно - воспитательной работы, подчеркнул необходимость «уделять значительно больше внимания подъему общей культуры молодежи, формированию у нее правильных эстетических взглядов и вкусов».
«Кому больше дается, с того больше и спрашивается», - говорит пословица. Нынешнему молодому поколению дано очень много. С него и спрос другой, чем, скажем, с молодежи двадцатых или тридцатых годов.
Виктор Л. упрекнул свою знакомую в том, что она усвоила лишь манеры поведения и, кроме журнала мод, ничем не интересуется. Упрек справедливый. Мы не можем считать человека культурным, если все его внимание сосредоточено только на том, «как я выгляжу», если он далек от всего, что делается вокруг. Это обывательское, мещанское отношение к культуре.
Мне известна семья одного врача. Здесь царит полный достаток, все члены семьи работают. Купили телевизор, магнитофон, выписывают чуть ли не все подписные издания. В день, когда начинается новая подписка, дочка или мать поднимаются чуть свет, чтобы занять очередь у книжного магазина. А если их тут постигнет неудача, они звонят в Чухлому своим знакомым: «Подпишите нас на Драйзера или Лу Синя, все равно. У вас, в Чухломе, это легче. И четырехтомный словарь... того... как его?.. Если можно».
А зачем он им, «тот, как его»? Зачем им Драйзер и Лу Синь? Они же ничего не читают! Книги покупаются только для того, чтобы поместить их в шкаф за стекло. Причем книги «немодные» ставятся во второй ряд; «модные», о которых сегодня говорят или на которые недавно объявлена подписка, - в первый ряд. Постояла Ожешко в первом ряду - передвинулась дальше: уступи место другому классику. К чему же эта чехарда? Оказывается, не без цели все делается. Придут вечером гости и скажут: «Мария Ивановна, когда только вы успеваете следить за всей литературой? У вас опять новые книги. И какие?! За них все дерутся!» А Мария Ивановна или ее дочка, скромно потупив очи, ответят: «Стремимся не отставать».
На этом разговор о книгах прекратится. Будет включен телевизор, если демонстрируется иностранный фильм, а если нет, то вся надежда на магнитофон. Он не подведет. Имеется лента, купленная «с рук». Там записаны такие песенки, которых Апрелевский завод не выпускает.
Начинаются танцы. Танцуют все очень красиво, так что человеку, впервые попавшему сюда, может показаться, будто он не на семейной вечеринке, а на семинаре по повышению квалификации танцмейстеров.
А когда среди ночи гости расходятся, то в коридоре и на лестнице долго звучат предупредительные реплики: «Извините, я подам...», «Пардон, я постою», «Разрешите помочь», «Доставьте удовольствие...»
Но вот гости ушли. Мама с дочкой начинают греметь посудой на кухне. Открывается дверь соседней комнаты:
- Товарищи, потише. Уже второй час. Людям рано на работу.
Дочка врача тут же дает отпор:
- Не одни вы работаете!
Далее она постепенно расходится, и с ее уст начинают срываться слова, которых положительные герои подписных изданий обычно не произносят.
Вот тут - то и наступает саморазоблачение. Девица, манерами и воспитанностью которой всего несколько минут назад умилялись гости, предстает в своем настоящем виде. Да, настоящем! Это малокультурный человек, который только попугайски усвоил внешние признаки воспитанности, чтобы уметь «подать себя на людях».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.