... После того, как в 1870 году закончилось сооружение Нижегородской железной дороги, на окраине Москвы, в районе Рогожской заставы, были созданы Главные Курские вагонные мастерские. Рабочие этих мастерских активно участвовали в революционных событиях. Еще в 90 - е годы прошлого века здесь возникли нелегальные революционные кружки. В 1905 году рабочие - железнодорожники бастовали, останавливали поезда с царскими войсками, строили у заставы баррикады, а в Октябрьские дни 1917 года большой отряд рабочих участвовал в боях. На подступах к Кремлю героически погиб молотобоец мастерских Василий Войтович. Его с почестями похоронили у Кремлевской стены. Имя Войтовича ныне носит вагоноремонтный завод, созданный на месте старых мастерских.
Недавно комсомольцы одного из цехов пригласили к себе старых кадровых рабочих поделиться воспоминаниями. В гости к молодежи пришли кандидат исторических наук Л. М. Гуляев, который сейчас пишет историю завода, члены партии с 1917 года, персональные пенсионеры токарь Петр Павлович Жуков, литейщик Дмитрий Петрович Циклин. Пришел и браковщик цеха Алексей Николаевич Солдатов.
Прошлое родного завода всегда интересовало комсомольцев. Но особенно привлекало их внимание знаменательное событие, происшедшее в один из дней августа 1918 года.
В тот день... Впрочем, послушаем, что рассказали молодым рабочим ветераны.
- Трудное в 1918 году было время. Молодую нашу республику со всех сторон окружали интервенты и белогвардейцы. Они отрезали столицу от продовольственных районов страны. А тут еще кулаки не хотели давать хлеба Советской власти, эсеры и меньшевики вредили нам.
И вот однажды, во второй половине августа, мы узнали, что в мастерские приедет Владимир Ильич Ленин. Пришли мы все в здание, где сейчас находится клуб. Тогда там была столовая, в которой обычно проводились собрания и митинги. С нетерпением ждали Владимира Ильича.
У входа собралась большая группа рабочих, обсуждали новости, а сами то и дело посматривали на дорогу: не едет ли?
И никто в сутолоке и шуме не заметил невысокого человека в темном пальто и кепке. Он тихо вошел в калитку и скромно присел на скамейке. Рабочие продолжали беседу. Говорили о том, что не хватает хлеба, что сейчас не до ремонта вагонов: надо думать, как прокормиться. Пришедший товарищ внимательно слушал, затем сам стал расспрашивать железнодорожников о том, как они работают, как живут, часто ли им выдают пайки.
Каким - то образом представители военно - революционного комитета все же узнали, что Ленин приехал. Потом уже выяснилось, что его машина остановилась не у мастерских, а у находящейся поблизости станции Нижегородской дороги. Оттуда он через пути пешком и прошел к клубу.
Когда объявили, что слово предоставляется Председателю Совета Народных Комиссаров В. И. Ленину, удивление рабочих было безгранично. Они не могли даже представить себе, что этот скромный товарищ, которому они только что жаловались на свои нужды, и есть Ленин.
А Владимир Ильич поднялся на сцену, снял пальто и начал говорить. В зале стало тихо - тихо. Рабочие жадно слушали каждое его слово. Он говорил просто и ясно. Объяснил, в каком положении находится молодая республика, какое тяжелое наследство получили мы от царизма. А потом обратился прямо к нам и сказал, что железнодорожникам стыдно жаловаться на недостаток хлеба и продовольствия. Ведь хлеб есть в деревне, а доставка его в Москву в первую очередь зависит от нас, железнодорожников. Надо немедленно ремонтировать вагоны и формировать эшелоны для перевозки продовольствия. Надо организовать вооруженные продотряды, чтобы взять хлеб у кулаков.
Пока Ильич говорил, в зале становилось теснее и теснее. Народ, узнав, что выступает Ленин, все прибывал.
Сильно зажег нас Владимир Ильич своим выступлением. Долго обсуждали рабочие его слова.
А на следующий день дружно взялись за ремонт вагонов. Вскоре были организованы два первых маршрутных поезда, и наши продотряды отправились за хлебом.
... Воспоминания ветеранов произвели на молодых рабочих огромное впечатление. Комсомольцы особенно ясно увидели, какой путь прошло вместе со всей страной их предприятие, вся бывшая рабочая окраина, которая называется ныне заставой Ильича.
Хотя в цехах сейчас уже почти не осталось очевидцев выступления Ленина, но боевые заветы старой рабочей гвардии бережно хранятся. И лучше всего это видно в трудовых делах молодых рабочих.
Зайдем в вагоносборочный цех завода. Здесь из отдельных узлов и деталей собирают вагоны. В большом помещении стоят длинные ряды столярных верстаков. Над ними склонились столяры. Они ремонтируют вагонные полки, диваны, столы, двери, окна. Большинство рабочих - молодежь. Мы видим, как ловко орудует рубанком высокий черноволосый парень - Юра Антонюк, Не бывает дня, чтобы он в полтора - два раза не перевыполнил сменное задание.
Когда несколько месяцев назад Юра организовал молодежную бригаду, многие в цехе отнеслись недоверчиво к этой затее. Даже мастер считал, что такая бригада - лишняя обуза. Ведь, кроме Юры, все столяры только в июле 1956 года окончили железнодорожное училище. «Что они могут? - говорили некоторые. - Один брак будет».
Но уже через месяц такие разговоры смолкли. Молодежь не только догнала кадровых рабочих по производительности труда, но и не уступает им в качестве ремонта.
Есть у Юры Антонюка мечта - стать техником. Летом он окончил седьмой класс вечерней школы и учится сейчас на первом курсе техникума.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.