Типография была, каких тысячи в небольших российских городках: не блистала она техникой, современными интерьерами – двухэтажный деревянный дом прочно врос в землю, словно дерево. Широкий типографский двор, густо покрытый невысокой северной травой, несколько тонких деревьев да низкое белесое небо – вот и весь пейзаж. И все же чем-то уютным, домашним веяло от него. А чуть позже я убедился, что и отношения в рабочем коллективе тоже под стать природе – неторопливые, согретые доброжелательностью и радушием. Не было здесь излишней суеты, нервозности, свойственных порой большим предприятиям, а дело между тем шло преотлично – коллектив типографии считался одним из лучших в области.
В райкоме партии мне сказали: директору спасибо, отличный организатор, специалист крепкий и человек душевный...
В крошечном кабинете, где в углу стояло почетное Красное знамя, а стены были увешаны грамотами и дипломами, я увидел пожелтевшую от времени фотографию. . В объектив напряженно смотрели парни и девчата в сатиновых косоворотках, ситцевых блузах. Были здесь люди и постарше: в гимнастерках, френчах, кожаных куртках...
Внизу на фотографии значилось: «Первый выпуск Московского поли-графтехникума. 1932 год».
– Не узнаете меня здесь? – спросил директор. – Впрочем, столько времени прошло!
...И вот нынче я смотрю на это же самое фото, вклеенное в огромный красочный альбом. Скуластый, чубатый парень глядит, чуть улыбаясь.
В 1929 году по Постановлению Совнаркома Российской федерации в нашей стране был создан первый полиграфический техникум.
Семьдесят человек, имея мандаты-направления, приехали сюда, в центр Москвы. Многие из них впервые попали в столицу. Ошеломленные, счастливые, они стояли в этом небольшом узком переулке, соединяющем Петровский пассаж с Пушкинской, словно на пороге новой, загадочной жизни.
Вчерашние типографские рабочие, печатники, фабзайцы, рабфаковцы, они пришли. учиться в первый советский полиграфический техникум.
Их встретили педагоги, мастера, опытнейшие печатники – полиграфисты во главе со старым большевиком, директором техникума Павлом Ивановичем Каруниным. Его речь была краткой:
– Вы – будущие красные печатники! Народу нужны красивые, умные книги. Отлично изданные, отлично напечатанные. Они станут друзьями человека, он возьмет их в руки бережно, с любовью.
Научиться выпускать, делать именно такие книги – вот в чем ваша задача, ваш долг...
Наказ первого директора действен и поныне. Его вспоминали ветераны отечественной полиграфии, собравшиеся в прошлом году на «золотой юбилей» родного техникума. Наказ этот – своеобразный камертон и в жизни, учебе сегодняшних юных «красных печатников» из Дмитровского переулка.
За пятьдесят лет техникум выпустил более восемнадцати тысяч специалистов. В 1932 году его первые выпускники – шестьдесят дипломированных техников – стали ударным отрядом молодой советской полиграфии. Сегодня же на трех отделениях МИПТа занимаются свыше трех тысяч студентов. У техникума есть свои филиалы в типографиях издательств «Правда» и «Молодая гвардия». Открыты учебно-консультационные пункты в Краснодаре, Перми и Ростове-на-Дону.
Только в этом году около восьмисот парней и девчат получили дипломы
Московского издательско-полиграфического техникума по восьми специальностям. Нынче не найти в Москве типографии, издательства, где бы не работали выпускники МИПТа. Самые знатные полиграфисты страны – Герои Социалистического Труда Е. Е. Акиньшин и Н. Н. Забелина – тоже учились здесь, в Дмитровском переулке.
– Техникум – это моя молодость, это самые светлые дни, – вспоминает Наталья Николаевна Забелина. – Учиться. было трудновато. Порой над книгами до полуночи засиживалась. И бросать уж учебу собиралась: думала – не выдюжу. Спасибо преподавателям, мастерам – помогли сомнения перебороть, помогли силу в себе найти. С той, учебной поры, техникум для меня, как свой дом...
И не гостем приходит нынче в этот дом Забелина. Для всего коллектива, для студентов, мастеров, педагогов она добрый советчик и помощник. Немало ребят учатся у знатной пенатницы мастерству. И для каждого есть у нее в запасе «золотое» слово – слово наставника и старшего друга.
Кто же нынче учится в этом техникуме? (В скобках отметим, поступить сюда, пожалуй, сложнее, чем в иной институт: восемь – девять человек претендуют на одно место!) Те, кто закончил восемь классов, учатся на технологов офсетной, высокой и глубокой печати. Их будущие места работы – цеха типографий, книгопечатных фабрик, лаборатории ВНИИ «Полиграфмаш». Ребята, поступившие в техникум с аттестатом зрелости, получат здесь специальности корректора, технического редактора, плановика полиграфического производства. В крупнейшие издательства страны распределяются они после защиты диплома.
Техникум московский. Но учатся в нем парни и девушки из области, да и из других городов есть студенты. К сожалению, не всех желающих может принять МИПТ. И дело тут не только в высоком конкурсе, но и в том, что старейший техникум нашей полиграфии не имеет достаточно благоустроенного общежития. Аудитории его, классы, производственные мастерские ютятся, считай, по всей Москве. В Дмитровском – основное здание, которое, наверное, вдвое старше самого техникума. А семьдесят процентов необходимой техникуму учебно-производственной площади МИПТ арендует. (Но мне сказали: это временно. Уже заканчивается строительство нового здания техникума. Современного, элегантного, удобного.)
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.