Таким образом, выбор оптимального режима для проявления текстовых диапозитивов, полученных способом фотонабора, значительно упрощается. – Лена положила мел и обернулась к комиссии. Председатель дипломной комиссии доцент Полянский наклонился к директору «Детской книги» Назаровой.
– А что, Нина Дмитриевна, попробовали бы внедрить у себя. По-моему,
метод весьма перспективный. Экономия и времени и материальных затрат, как говорится, налицо...
Назарова улыбнулась.
– Куда идете работать? – обратилась к Лене.
– На фабрику «Детская книга».
– Ну, Нина Дмитриевна, – весело сказал Бобрович, главный инженер типографии Главполиграфпрома, – вам и карты в руки.
Защита дипломных работ в Московском издательско-полиграфическом техникуме имени русского первопечатника Ивана Федорова всегда событие неординарное. И дело тут не только в том, что наша отечественная полиграфия приобретает несколько сотен молодых квалифицированных специалистов, а еще и в том, что почти каждый диплом – это новшество в полиграфии, пусть и небольшое, но которое можно практически использовать сегодня же в цехах крупных типографий, печатных фабрик, в научно-исследовательских разработках ВНИИ «Полиграфмаш». Весьма показательный факт: нынче каждая третья дипломная работа студентов МИПТа внедряется в производство. Проще говоря, производственная деятельность молодых московских полиграфистов начинается еще на студенческой скамье.
Я разговаривал с Леной Гендибари на следующий день после защиты диплома. Защитила она его с отличием, а в решении комиссии было записано: «...материалы исследования дипломной работы рекомендовать к использованию в полиграфической промышленности».
– Конечно, рада! И что диплом мой найдет практическое применение и что работать буду на фабрике «Детская книга». Ведь это лучший полиграфический комбинат страны!
На той же фабрике «Детская книга» мне доводилось встречаться с выпускниками МИПТа, со студентами вечернего отделения. Я узнавал их по особой сосредоточенности, кажущейся неторопливости в работе, когда каждое движение выверено, детально продумано. В их действиях чувствовалась хватка мастеров своего дела.
Запомнились слова Тани Козловой: «Нам в техникуме не только дали знания, но и научили применять их на практике. Нас учили работать...» Умение ориентироваться самостоятельно в сложной производственной обстановке, безбоязненно принимать решения – это, согласитесь, для выпускника техникума весьма важно.
Полиграфия – одна из сложнейших отраслей промышленности. Достаточно сказать, что до внедрения ЭВМ наборная машина – линотип – считалась самым хитроумным механизмом. Но ведь и линотип, как говорится, отживает свой век. И хотя в учебной типографии техникума сегодня мы еще видим и линотипы «Россия», и легендарную «американку» – плоскопечатную машину высокой печати, и машины для офсетной печати типа «Ромайор», и оборудование «малой полиграфии» – ротапринты, в аудиториях и на семинарах ребята изучают новые технологические процессы, полиграфию завтрашнего дня, которая целиком перейдет на фотонабор, фотополимерную технологию. Традиционный металл уйдет из книгопечатания. Его заменят фотопленка и полимерные формы.
Собственно, это уже происходит на «Детской книге» – базовом предприятии Московского издательско-полигра-фического техникума.
Поэтому нынче выпускники техникума работают не только мастерами участков, но все чаще становятся к сложным полиграфическим агрегатам, которые порой включают в себя даже электронно-лазерные устройства. Автоматическая линия «Книга», вариоклишограф, цветокорректор – чтобы обслуживать эти машины, необходимы прочные теоретические знания. Управлять ими под силу лишь технику, а то и инженеру.
– Мы готовим специалистов для сегодняшней полиграфии, – говорит директор техникума Ольга Дмитриевна Абрамова, – но, безусловно, с заглядом в завтрашний день. Ведь перестраивать промышленную технологию книгопечатания предстоит им.
Ольга Дмитриевна – опытный полиграфист и педагог. Работала на производстве, была наставником. Немало ее учеников нынче трудится в типографиях страны. Милая, улыбчивая женщина, она, когда что-то касается дел техникумовских, может быть твердой, неуступчивой.
– А вот как мы начинали. – Она протягивает мне альбом, своеобразную летопись этого техникума.
Я листаю ее страницы, и вдруг одна из фотографий кажется мне знакомой. Точно, я ее уже видел...
Лет пятнадцать назад в одной из районных типографий произошла у меня примечательная встреча. Вернее, это я сейчас говорю примечательная, а в ту пору не придал ей особого значения.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.