Среди множества морально-этических, духов ных ценностей, созданных человечеством за тысячелетия, не много найдется таких, которые бы неизменно во все времена волновали всех людей без исключения. Одна из таких непреходящих универсальных ценностей – институт семьи. Без него не обходилась еще ни одна эпоха, ни одно государство, ни одна нация. Брачные отношения и неразрывно связанные с ними вопросы любви, нравственности и продолжения самого рода людей не оставляют равнодушными никого из обитателей нашей планеты, независимо от цвета кожи или возраста, политических убеждений или вероисповедания.
В публикуемом очерке речь идет об институте семьи современной капиталистической формации, а еще точнее – об американской семье, представляющей собой во многих отношениях типичную модель буржуазного брака второй половины XX столетия. Эта модель испытывает сегодня серьезные «перегрузки». Кораблю американской семьи становится все труднее сохранять устойчивость в неспокойных, мутных водах нынешней буржуазной морали; старая обшивка на нем начинает угрожающе трещать, а спешно поднявшаяся на его борт «команда» из авторитетных ученых, социологов, всевозможных экспертов по семейным проблемам не может пока предложить каких-то эффективных мер по спасению этого корабля от окончательной катастрофы. «Наше современное, мобильное, вседозволяющее общество ослабило семейные узы, что привело в последние десятилетия к неслыханному росту числа разводов и удвоило число самоубийств среди подростков... Когда в институте брака возникают неполадки, правительство должно предпринимать какие-то действия. Действия нашего правительства оказываются порой ошибочными. Осуществляя широкие программы, оно забывает подчас о человеческой личности и действует напропалую» – это признание Джимми Картера, призидента США.
Автор публикуемого очерка, журналист-международник Николай Моикин, несколько лет проработавший в США, на основе собранного им материала показывает кризисное состояние, которое переживает сегодня институт буржуазного брака в США (равно как и во многих других странах Запада), делится своими наблюдениями, почерпнутыми из американской действительности, приводит суждения и оценки специалистов.
Разрешима ли вообще проблема семьи в буржуазном обществе? Можно ли отыскать ключ к этой «печальнейшей из тайн» в мире капитала?
Основоположники марксизма-ленинизма, прослеживая историю возникновения и развития семьи от времен варварства до современной фазы цивилизации, писали, что предпосылкой истинного семейного счастья является прежде всего «полная свобода при заключении брака». В поисках ответа на вопрос о «печальнейшей из тайн» вспомним рассуждение Фридриха Энгельса из его знаменитого труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: «Полная свобода при заключении браков может... стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь еще столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности».
А пока страницы прессы Запада, эфир и экран заполнены фактами и цифрами, подводящими к выводу: распад семьи стал одним из явлений повседневной жизни в мире капитала, и действенных средств борьбы с ним буржуазное общество не в силах найти.
«Необходимо подготовить закон, который гарантировал бы детям право отделиться от родителей, если последние не разделяют их убеждения и идеи и их совместная жизнь стала невозможной». Это предложение, которое является беспрецедентным в юриспруденции, было сделано 52-летней шведкой по имени Ула Якобсон, профессором права и депутатом парламента. Проект закона был представлен в Северный совет и вызвал оживленные комментарии печати и массу протестов. Ассоциация родителей Швеции, политические партии и различные общественные организации квалифицировали подобное предложение, как попытку грубого вмешательства в семейные дела добропорядочных граждан. Но... в то же время Улу Якобсон поддержали многие адвокаты, психологи и учителя, которые в принципе согласились с тем, что молодежи надо дать право отказываться от родителей, если последние их не устраивают. А такое, как известно, стало чем-то вполне обыденным...
Мать троих детей, профессор Ула Якобсон решила довести до конца свой крестовый поход. Она организует собрания, читает лекции и проводит широкую разъяснительную работу. «Мы привыкли к тому, что взрослые могут сходиться и расходиться, – заявляет она. – Грустно, что все считают это в порядке вещей. Но если двое взрослых сами решают вопрос о том, жить им вместе или разойтись, то нет никаких юридических и просто человеческих причин для того, чтобы не отнести это правило к детям, поскольку их родители даны им природой».
Государственная организация в защиту прав молодежи выступила в поддержку этого предложения. «Мы уже очень давно ждем подобного закона, – заявила ее председательница Гуннель Лине. – Личность многих детей подавляется родителями, которые зачастую внушают им устарелые взгляды. Конечно, добра своим чадам желают все родители, но само понятие добра часто трактуется ими по-разному. Далеко не все родители являются в душе педагогами, и ребенок при всей своей любви к матери и отцу отчетливо видит их недостатки и может сделать соответствующее сравнение. Такие дети могли бы уйти от родителей, и закон должен тут стоять на страже их интересов».
В дебаты включился и бывший министр юстиции Швеции Руно Густавсон. «Если такой закон будет принят, – говорит он, – то дети получат чудесное оружие для борьбы с родителями. Ваш сын может совершенно спокойно заявить вам: или покупайте мне мотоцикл, или я с вами развожусь. Фундамент такого важнейшего социального института, как семья, получит новую опасную трещину. А семья, как известно, – первичная ячейка любого общества. Имеем ли мы право нанести ей еще один опасный удар?»
На эти критические замечания Ула Якобсон отвечает, что ее проект предусматривает довольно сложную процедуру его реализации. Дети, желающие «отлучить» от себя родителей, должны подать соответствующее заявление в отдел по делам несовершеннолетних своего административного района. Предоставлять право «на развод», по мнению Улы Якобсон, следует детям начиная с 15 лет.
Ещё одна дискуссия на тему «Быть или не быть семье?». Не очень-то веселая дискуссия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ