Можно смело сказать: МИПТ – это издательство в миниатюре, где, в сущности, сосредоточены все технические процессы книгоиздания: подготовка рукописи к печати и само книгопечатание.
Учебно-производственные мастерские техникума – УПМ – позволяют ребятам пройти технологические ступени: большой полиграфии: набор, верстка, изготовление всевозможных клише, фоторепродуцирование, печать, брошюровочные работы. Будущие техники-технологи офсетной, высокой и плоской печати, наборного производства и фотомеханических процессов, мастера брошюровочно-переплетных участков здесь, в УПМ, овладевают полиграфическим производством с азов.
И разве это не заманчиво – самому набрать книгу, сверстать, отпечатать, сброшюровать, переплести и на обложке – «золотым тиснением» – вывести замысловатый вензель!
– Когда я впервые набрала на линотипе текст, когда увидела, как слова, отпечатанные на машинке, превращаются в металлическую строку, то поняла – это чудо!
Галя Пересветова учится нынче уже на четвертом курсе. Преддипломную практику проходит в наборном цехе типографии «Правда». Позади и первые шаги в УПМ и практика на «Красном пролетарии», есть в активе дипломницы и «собственные» издания. Но на всю жизнь останется в памяти день, когда она впервые села за строкоотливную машину.
В УПМ студенты техникума не только учатся работать на полиграфических машинах, не только знакомятся с технологией «рождения» книги, но и выполняют важные, серьезные заказы. Книги, вышедшие из учебно-производственных мастерских МИПТа, награждены Дипломами всесоюзных и международных выставок. Они экспонируются на ВДНХ. Золотыми, серебряными и бронзовыми медалями самой почетной выставки страны отмечены работы студентов из Дмитровского переулка. И среди них – миниатюрное издание книг, посвященных 60-летию ВЛКСМ: В. И. Ленин, «Задачи союзов молодежи», М. И. Калинин, «О воспитании и обучении», Н. К. Крупская, «О коммунистическом воспитании», Конституция СССР.
В содружестве со своими шефами, издательством «Молодая гвардия», МИПТ недавно выпустил в свет оригинальные мини-сборники стихов «Комсомольский билет», «Люблю!», «Красная площадь»...
– Смотрите... – заместитель директора Борис Николаевич Рожнин развернул передо мной широкие ватманские листы. – Это завтрашний день техникума.
Взметнулось к небу шестнадцатиэтажное здание общежития, четкими контурами, сверкая под солнечными лучами стеклом и металлом, рисуются на голубом фоне корпуса – учебный и производственный. Привольно раскинулся за общежитием спортивный
комплекс – спортзал, стадион, бассейн.
– Мы строимся возле платформы « Северянин », – говорит Рожнин. – Уже готов учебный корпус, заканчивается производственный, в котором будут установлены самые современные полиграфические машины.
Да, сегодня на тех площадях, что хватало с избытком полвека назад, техникуму никак не разместиться. Тесны стали прежние «одежки», а новые – кроятся пока что, шьются...
Но если не подведут строители, через полтора – два года МИПТ справит новоселье. Издательско-полиграфический техникум, получив новые корпуса, оборудование, станет самым крупным средним учебным заведением в системе Госкомиздата СССР. Студенты будут иметь все, чем славится нынче отечественная полиграфия.
Гляжу на Старую фотографию, на первых питомцев этого техникума. А рядом другое фото – сорок восьмой выпуск «красных печатников». Почти полвека разделяет их...
Впрочем, нет, не разделяет!
Я вижу те же улыбчивые молодые лица, ясные глаза. На меня смотрят «красные печатники» из Дмитровского переулка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.