Контрасты Ямбурга

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1402, октябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Так живется в Ямбурге. А как работается?

«Здесь живет Коля», — написал кто-то крупными буквами на железной будке, что стоит возле строящегося речного порта.

Вообще-то здесь живут и работают двое. Метра четыре полезной площади (кровать, столик и ящик для вещей) приходится на дизелиста Николая Шуленкова. Остальное, за перегородкой, занимает... дизель. А этот агрегат на Севере — все. Энергия, свет, тепло... Да что тут объяснять! Колин «сосед» молотит круглосуточно. Оставить его нельзя, как грудного младенца.

— Коля! — повышая голос, чтоб перекрыть шум. изумляемся мы. — Да как ты тут спишь?

— Привык, не замечаю уже, — застенчиво улыбается Коля.

— А если рядом, в общежитии пристроиться? Можно датчики какие-то поставить, сигнализацию от дизеля провести?

— Так оборудования нет...

Коля — обыкновенный романтик Севера, есть еще такие. Даже внешне в нем что-то романтическое: угольно-черная густая борода, небесно-синие спокойные глаза. Деньги? Он и на Большой земле, в Ленинграде зарабатывал неплохо. В один день решил и уехал с комсомольским отрядом в Надым, потом в Ямбург. Был монтажником, слесарем, теперь вот на дизеле. Словом, где нужнее. Дочка пятилетняя, жена — «декабристка» — вслед за мужем в Надым приехали. В Ямбург, по соседству к дизелю, их пока не перевезешь, ясное дело.

Заботы у романтика самые прозаические.

— Дизель я получил в конце февраля. Привезли на КрАЗах из Пангод. Разбитый весь, помпу украли, ЗИПа нет. С Надыма привез мешок запчастей. С ними просто беда. Нигде нет, каждый месяц в Надым летаю, там по знакомству достаю... Должен был получить второй дизель, только он сутки где-то без присмотра простоял, растащили по частям. Дали на трест тонн пять антифриза — тоже теперь неизвестно где. Дизель водой охлаждается...

Нет, он не жалуется и не ноет, не опускает руки. С философским спокойствием (что ж теперь сделаешь?) говорит о таком довольно распространенном в здешних широтах явлении, как «производственное» воровство. Его и за воровство-то не считают. Деньги, вещи на виду оставишь — не возьмут. А вот машину «раздеть», стройматериалы уволочь — вроде и не кража, а производственная необходимость.

Не оправдываем, но понимаем. Шоферы из АТБ-5 Николай Рябоконь и Александр Багров рассказывали: получили партию новеньких машин, а к ним ни смазочных масел, ни запчастей.

Плохое, некомплектное снабжение — бич северных строек, первопричина воровства на местах. А виновных вроде и нет: на длинной дороге с материка до Севера материалы, техника проходят столько перевалок, разве за всем углядишь?

Многие предприятия взяли под особый контроль выполнение заказов для Западной Сибири. Еще нужнее — строжайший контроль за перевозкой грузов. Любых. Надо все-таки понять, что железнодорожники, речники, автомобилисты — не простые «извозчики», а полноправные участники строительства Ямбурга.

Посмотрим теперь, что происходит с материальными ресурсами на месте.

Известно: государство не жалеет средств на развитие Сибири. С тем, разумеется, чтобы они давали отдачу.

Насчет отдачи сомнений нет. Газовая отрасль — самая эффективная, отдачу дает немедленно. Скажем, шесть ниток газопровода от Нового Уренгоя уже дали около девяти миллиардов рублей прибыли.

Сомнения в другом: как бы астрономические цифры не послужили оправданием сегодняшней бесхозяйственности, нераспорядительности, расточительности. От Ямбурга тоже пойдут шесть газопроводов, и они тоже очень быстро окупят все затраты. Но... значит ли это, что деньги можно не считать, о людях не думать?

То и дело, знакомясь с Ямбургом, мы натыкались на кладбища техники. Колесной, гусеничной, на воздушной подушке и без оной. Да, здесь суровые условия эксплуатации. Да, не вся техника приспособлена к работе на Севере. Тем не менее на первой коллегии нового главка в Ямбурге резко и прямо говорилось о другом — слабой исполнительской дисциплине. Шесть бульдозеров встали на прикол. Почему? Перегрев двигателей — то есть неправильная эксплуатация.

От навигации до навигации лежат в беспорядке трубы, брус, прочее дефицитное добро — без охраны, под снегом. Две тысячи дорожных плит вообще делись неизвестно куда. Из-за халатности рабочих второй год подряд из емкостей выливаются в тундру сотни тонн горючего. Планы строительства в поселке регулярно проваливаются. Факты эти можно было бы продолжить...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Когда плачут эгоисты?

Продолжаем читательскую дискуссию «Устарела ли верность?»

…Перенести на полотно

Творческая мастерская