Контрасты Ямбурга

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1402, октябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Задача формулируется по-суворовски просто: взять газ Ямбурга не числом, а умением. Но реализовать ее, видимо, оказалось непросто.

Как же раздосадован был Шаповалов, когда узнал, что некий снабженец завез на Ямбург три вагона черенков для лопат. Причем без самих лопат.

— Что он хотел? Пыль в глаза пустить? Вот, мол, какой я пробивной: достал, выбил! А зачем нам столько?

Понятно, на любой стройке без лопат пока не обойдешься. Но, думаем, досада Шаповалова была вызвана не столько злосчастными деревяшками как таковыми, сколько бьющим контрастом, несоответствием: хотим построить Ямбург индустриальными методами, малыми силами — а тут такой примитив в век НТР.

Игорь Александрович — тюменский старожил. Прошел многие ступеньки: стройуправление, трест, крупное производственное объединение; последние годы до назначения начальником главка был на партийной работе. Лауреат Ленинской премии за участие в разработке и внедрении блочно-комплектного метода строительства. О самом методе вряд ли стоит писать подробно, он широко известен. И «Смена» о нем не раз рассказывала. В двух словах о его сути: промышленные объекты — например, насосные станции — полностью изготавливаются в Тюмени, а затем блоками завозятся на место и там монтируются. Подсчитано, что метод позволяет втрое-вчетверо увеличить производительность труда на обустройстве сибирских месторождений.

Новый главк только-только «становится на ноги», обстановка сложная, трудностей невпроворот. Размышляем, откуда, собственно, трудности берутся? Или, как иногда любят говорить, такова «специфика Севера», что без них никак нельзя?

— До каких пор, — говорил Шаповалов, — мы будем выходить на место впереди транспортных строителей? Автодороги, железная дорога, аэропорт — все это должно строиться опережающими темпами. А тут столько времени потеряно на споры, вести ли сюда железную дорогу. Будь заранее дороги — решили бы и проблему жилья. Больше всего мы страдаем от недостатка технической культуры. Начинать надо было с транспортной схемы, с подготовки тыловых баз, на которых готовятся блоки.

— Блочно-комплектному методу строительства скоро двадцать лет. Как он развивается в Сибири? — спросили мы Игоря Александровича.

— Объемы строительства растут, но доля блочного метода все еще сравнительно невелика. На месте толчемся! Если и есть движение, то небольшое. Блочный метод годится не только для сооружения насосных станций или котельных. Вот пекарню в Ямбург привезли «россыпью» — полгода строили. С электростанциями — та же история. Все собирали здесь. А почему бы эти станции да и другие объекты тоже не выпускать в блоках? Ямбург должен строиться не в Ямбурге — в Тюмени, в заводских цехах. Тогда, кстати, и потерь гораздо меньше будет. Но мощностей объединения «Сибкомплектмонтаж» в Тюмени уже не хватает. Нужны новые подобные объединения, причем не только в системе Миннефтегазстроя. Получаем от Минхимнефтемаша оборудование тоже «россыпью», сами компонуем его в блоки. А почему их заводы от этого дела в стороне?

Контрасты Ямбурга... В прошлую навигацию доставили два суперблока весом 80 и 170 тонн. Соедини их — готова котельная. Но один из блоков остался зимовать неподалеку от берега и... примерз. По одной версии, забыли хоть что-нибудь подложить под суперблок, по другой — подложили бревна, но они ушли а грунт. Так или иначе, по весне все, включая начальника главка, занимались одергиванием громадной махины. Сколько сверхмощных тракторов цепляли — все тщетно, пока тундра не оттаяла. Словом, люди в течение долгого времени занимались лишним делом, тратили средства, гоняли технику, жгли горючее. Непредусмотрительность? Сказать по правде, больше похоже на обычное головотяпство. И как же все-таки не вяжется блестящее инженерное решение с блоками и это дедовское «Эй, ухнем!» (при помощи тракторов, правда).

Заговорили с Шаповаловым о шефстве над ударными стройками.

— Вы часто видели, чтобы хозяйственники ходили в комитеты комсомола? А мы в Тюменский обком ходили. Я так скажу: блочный метод во многом — детище комсомола. Помню, был даже при обкоме комсомольский координационный совет по внедрению этого метода. Активно работал. В первые годы... Потом комсомольцы почему-то потеряли интерес к этому делу, естественно, сразу перестали появляться и новые идеи по развитию метода. А ведь шефство должно основываться именно на новых идеях и научно-технической прогрессе, на индустриальных методах. А что получается? Возьмем для примера студенческие стройотряды. Как двадцать лет назад главным инструментом студента была лопата, — усмехнулся Шаповалов, — так и теперь. А нам не одна мускульная сила требуется. Нужны и руки их, и головы! Надо создавать отряды качественно иного уровня, я бы назвал их отрядами научно-технического прогресса. Как все это видится в реальных обстоятельствах? Скажем, студенты могут взять тему для творческой работы по Ямбургу. Узких мест у нас, сами знаете, много, подберем, что молодежи по силам. Думайте, анализируйте — в следующий приезд будете внедрять.

— А если конкретнее?

— Допустим, даем такое задание: разработать технические условия и наметить конкретные мероприятия, чтобы аэродром к такому-то времени смог принимать тяжелые самолеты. У нас самих нет специалистов по этим вопросам. Мало специалистов и по вечной мерзлоте — здесь она с особыми свойствами, низкотемпературная. Как лучше бороться с ее коварным нравом? Актуальных тем предостаточно по самым различным направлениям. Между прочим, прецедент такой был: еще в 1970 году научно-студенческое общество Тюменского индустриального института заключило с СУ-19 договор на создание блочной котельной. В наши дни требуется, чтобы будущий инженер участвовал в решении практических инженерных задач. Трудно на Севере строить. Тем более нужна «мозговая атака» молодых, направленная на облегчение этой работы. Молодежь, кстати, чаще смотрит на проблемы нетрадиционно, непредубежденно.

Еще могу предложить, — продолжал Шаповалов. — В Тюмени уже чуть ли не две пятилетки строится завод крупноблочных домов Минлесбумпрома, который будет поставлять нам жилье. Почему бы комсомолу не взять завод под свое шефство? Пусть техническая мысль молодых создаст отличный во всех отношениях дом для северян.

— А город там, вы считаете, не нужен?

— Если строить блоками — зачем? Но чтобы расширить применение блочного мотода, нужно развивать базу в Тюмени.

Мы не случайно вернулись к тому вопросу, с которого начали: будет Ямбург городом или вахтовым поселком?

— А вот этого никто у нас не знает, — говорил нам председатель исполкома поссовета Александр Егорович Ларичев. — Из-за этого все проблемы. И соцкультбыт отстал, потому что неизвестно, на что ориентироваться: то, что нужно для города, не обязательно для вахты. Зачем вахте больница, ясли, детский сад, школы, большие магазины и так далее? Я лично считаю: здесь должен быть нормальный город с нормальной инфраструктурой. Если и не захотим его строить — жизнь заставит.

Той же точки зрения — Ямбург должен быть городом! — придерживается заказчик всего, что строится в поселке, — генеральный директор объединения «Ямбургтаздобыча» Сергей Тимофеевич Пашин. Мнения строителей и газодобытчиков, как видим, разделились. Заметим, не вдаваясь пока в спор, что, наверное, трудно делать общее дело, по-разному представляя себе конечную цель. Мы в данном случае подразумеваем под конечной целью не газ (в том, что его дадут досрочно, никто не сомневается), а условия жизни людей, осваивающих Ямбург.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Уволен за… честность

Бережливость — категория нравственная

Через пороги к океану

Водный туризм