Конструктор Стечкин

Феликс Чуев| опубликовано в номере №1245, апрель 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вновь они вместе создают двигатели. Сначала поршневые, а к 1948 году сделали первый воздушно-реактивный. После нескольких экспериментальных попыток в микулинском КБ приступили к созданию двигателя, который впоследствии был установлен на самолете «ТУ-104» и прославил нашу отечественную авиацию. «С той поры, как Стечкин пришел на наш завод, – говорил А. А. Микулин в 1971 году на вечере, посвященном 80-летию Бориса Сергеевича, – заводу как будто голову поставили. До этого без головы тыкались». Именно Стечкин «подстегнул» завод к созданию турбореактивных двигателей. Коллектив завода прокладывал новые пути, и старый конспект стечкинских лекций двадцатых годов, размноженный на заводе, некоторое время заменял целые тома по программным вопросам конструирования реактивных двигателей. А когда надо было обобщить проделанную работу, Стечкин выступал с лекцией. Выйдет в своем пиджачке и в рубашке без галстука (не любил галстуков), посмотрит на аудиторию, улыбнется с хитринкой и сразу почувствует, какой ему тон избрать. Он не любил «наукообразности» в языке, останавливал тех, кто боялся сказать «не по-научному».

Он был прямо-таки счастлив, когда делился своей идеей с талантливым человеком, лишь бы не погибла! Целую работу мог отдать молодому инженеру, а сам занимался другим делом... Не только не боялся, что кто-то обгонит его, наоборот, призывал к этому. Не держался за идею: «Я первый!» – а старался начинить ею других – черта, присущая истинно крупным ученым. И, если был неправ, легко признавался в этом. Тоже свойство выдающихся людей – ставить истину выше себя.

Стечкина любили. Любили за редкое сочетание ума и доброты. «Я, понимаете, не знаю в нашей стране ученого, которого столько людей любили бы так сильно, как Бориса Сергеевича!» – эти слова принадлежат академику A.M. Люлька. Стечкина отличала глубокая внутренняя порядочность и скромность. Ни о ком он никогда не отзывался плохо – ни в глаза, ни за глаза. Иногда говорилиронически, вышучивал, и тогда наиболее резкая форма отзыва звучала так: ну, что о нем говорить, ведь он же не знает механики!

Будучи уже в преклонном возрасте, он решал в уме сложнейшие задачи, постоянно стремясь к неизведанному. В конце 50-х годов он приступает к работе над плазменными и ионными ракетными двигателями.

Начиная эту работу буквально на пустом месте, Стечкин, уже тогда директор Института двигателей, сказал своим сотрудникам:

– Когда-то мы разрабатывали теорию поршневых моторов, потом занялись турбореактивными двигателями. Теперь я призываю вас заняться

созданием электрических двигателей для космических летательных аппаратов. Это будет основным направлением нашей работы. Плазменные и ионные двигатели в космосе обеспечат скорость истечения газов в десятки раз большую, чем обычно применяемое термическое топливо.

Это была принципиально новая работа, требовавшая самых разнообразных знаний. Нужно было заново создать целую экспериментальную базу с десятками стендов. Требовались годы упорного труда и много средств.

...Стечкин с головой ушел в новое дело. Сергей Павлович Королев сам несколько раз звонил Стечкину:

– Борис Сергеевич, в любой день и час, когда вы

захотите, для вас двери у меня всегда открыты! На

любую должность, какая вам понравится! И кто

нужен – берите с собой!

Так в 1963 году Стечкин стал научным руководителем и консультантом по перспективным космическим двигателям у Королева.

Надо особо рассказать о взаимоотношениях этих двух воистину выдающихся людей нашего Отечества.

Отношения у них были самые дружеские, полные взаимного уважения и любви. Королев с большим почтением говорил о нем, Стечкин тоже высоко отзывался о Сергее Павловиче: «Ученых у нас много, а Королев – один».

Когда Стечкин лечился в санатории «Узкое», Королев, узнав о его болезни, все бросил и приехал:

– Борис Сергеевич, никаких дел у меня к вам

нет, я просто хочу вас повидать.

Беседы их касались не только научных вопросов. В «Узком» они говорили об охоте, вспоминали эпизоды прошедших лет, ГИРД, годы, проведенные в Казани.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены